Радость глазу любителей русского модерна и фигуративного экспрессионизма. В одном проекте Музея Академии художеств соединены 150 картин и рисунков Николая Фешина (1881–1955) и скульптур Степана Эрьзи (Нефедова, 1876–1959). Они принадлежат 12 российским музеям.
Оба автора получили классическое художественное образование: Фешин учился у Ильи Репина в Академии художеств, Эрзя — у Паоло Трубецкого в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
После революции русский модерн оказался не к месту. Сначала, очень недолго, царствовали авангардисты, потом их на десятилетия сменил соцреализм.
Оба мастера покинули Россию. Фешин стал востребованным портретистом в США и там закончил свои дни. Эрзя уехал в Аргентину, прожил там 23 года, в 1951-м ему разрешили вернуться в СССР вместе с наработанными за все годы скульптурами, кусками дерева кебрачо, обладающим богатой текстурой, — основным материалом его работ.
Основным держателем произведений Фешина является Музей изобразительных искусств республики Татарстан в Казани, откуда он начинал и куда в 1970-е годы по инициативе Ии Фешиной, дочери художника, была передана значительная часть его наследия. В детстве и юности Ия служила моделью для Фешина. В зрелом возрасте она заботилась о том, чтобы картины и рисунки Фешина попали в государственные музеи и частные фонды.
Скульптуры Эрзи сконцентрированы в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств (Саранкск), носящий имя скульптора.
Самой известной работой Фешина является портрет Вари Адоратской (1914). В нем художник изящно соединил два натюрморта, поместив между ними ребенка, сидящего на столе. Позже в своих воспоминаниях Адоратская жаловалась на неестественность ситуации и неудобство позирования, на которое она согласилась только из уважения ее и родителей к художнику.
Знаковой работой Эрзи считается огромный «Моисей» (1932). Двухметровый библейский пророк остался в Саранске, представление о нем дает модель в натуральную величину. Она помещена на парадной лестнице Академии художеств.
Чтобы получить преставление о диапазоне талантов Фешина, полезно посмотреть портреты дочери, в том числе, миниатюрные, и огромные полотна «Бойня», «Обливание», «Капустница». Первые два никогда прежде не покидали стен казанского музея. В Петербург их привезли в обмен на «Капустницу», которую в прошлом году Музей Академии художеств предоставил для выставки коллегам из Татарстана. «Капустница» – это не изображение бабочки, а сцена заготовки крестьянами белокочанной капусты на зиму.
В случае с Эрзей и проще, и сложнее, многочисленные женские головы поют славу модерну, но выбрать из них самую-самую непросто.
Выбор «Города 812»
Николай Фешин. «Беспризорник». Вторая половина 1890-х годов.
Почти передвижническая работа, но снег падает слишком красиво, модерново, да и лицо мальчика романтично для обрисованной ситуации.
.
Николай Фешин. «Портрет Давида Бурлюка». 1923.
Они познакомились в 1914 году в Казани, куда приезжал на гастроли «отец русского футуризма», а Фешин интересовался всем, что происходит в искусстве. Затем, в 1923-м, случайно встретились в нью-йоркском метро, оба жили в Бронксе, их дети ходили в одну школу. Бурлюк ввел Фешина в художественные круги эмиграции и способствовал его коммерческим успехам.
.
Николай Фешин. «Храмовая танцовщица». 1938(?)
Единственная на выставке поздняя работа художника, их вообще в России не так много.
.
Степан Эрзя. Женский портрет. 1937
.
Степан Эрзя. Женская голова. 1955
Твердость руки (несмотря на возраст скульптора) — признак мастерства.
.
Справка для начинающих коллекционеров
Фешин входит в топы продаж русских художников на мировых аукционах, проведенных в последние годы. Рейтинговых списков составляется много. Но, на мой взгляд, некорректно включать в них продажи произведений Марка Ротко, Хаима Сутина, Николя де Сталя и т.д., только по той причине, что эти авторы родились на территории Российской империи. Как художники они сложились на Западе. Наш топ тех, кто, по крайней мере, стал известным еще в России, даже если потом уехал.
С таким условием топ-12 будет выглядеть так:
- Казимир Малевич. 85,8 млн долларов, «Супрематическая композиция». Дата аукциона – 2018 год
- Василий Кандинский. 44,6 млн долларов. «Вид на Мурнау с церковью. II». 2023
- Марк Шагал. 28,4 млн долларов «Любовники». 2017
- Алексей Явленский. 18,6 млн долларов, «Шокко». 2008
- Валентин Серов 14,5 млн долларов. «Портрет Марии Цейтлиной». 2014
- Николай Рерих 12,1 млн долларов. «Труды Богоматери». 2013
- Кузьма Петров-Водкин. 11,7 млн долларов. «Натюрморт с сиренью». 2019
- Николай Фешин. 10,8 млн долларов. «Маленький ковбой». 2010
- Наталия Гончарова. «Испанка». 10,2 млн долларов. 2010
- Илья Репин. 7,7 млн долларов. «Парижское кафе». 2011
- Борис Кустодиев. 7,5 млн долларов, «Извозчик». 2012
- Илья Машков. 7,3 млн долларов. «Натюрморт с фруктами». 2013
Борис Вадимов