В Эрмитаж приехал трейлер с двумя десятками произведений искусства – петербургскими участниками выставки «Гран тур. Мечта об Италии от Венеции до Помпей», которая состоялась в Милане. Они были задержаны в начале апреля на финляндской таможне для выяснения, попадают ли под санкционные ограничения ЕС. Когда выяснилось, что не попадают, их выпустили в Россию.
Всего Эрмитаж предоставил для «Гран-тура» девять произведений – пять картин, три скульптуры, включая «Амура» Антонио Кановы, и один мозаичный столик Микеланджело Барбери «Сутки в Риме».
Журналистов допустили на симоволическое открытие первого эрмитажного ящика. В нем оказалась мраморная «Флора Фарнезская» Карло Альбачини. Через два-три дня она вернется на свое привычное место в нишу Павильонного зала. Обычно там на нее не обращают внимания – все смотрят только на «Часы – павлин».
«Я хочу сердечно поблагодарить сотрудников посольства России в Финляндии, Министерство иностранных дел наше, правительство, Министерство культуры, Федеральную таможенную службу, МИД Финляндии и наших партнеров в Италии и во Франции, которые все вместе слаженной работой подтвердили очень важную вещь — что в нынешнем действующем международном праве культурный обмен и выставочный обмен имеют особый статус. И не подчиняются, по крайней мере на сегодня, даже санкционным требованиям. Это очень важно», — заявил Михаил Пиотровский.
Генеральный директор Эрмитажа пояснил, что «Гран тур» — обычай XIX века, когда аристократы всей Европы для того, чтобы стать приличными людьми, должны были приехать в Италию и познакомиться с итальянскими древностями. Этой традиции и была посвящена выставка. Огромную роль в турах играла русская знать, которая собирала коллекции. Недаром на обложке каталога помещена эрмитажная картина Джулио Карлини «Семья Толстых посещает Венецию». Последним частным владельцем этой картины был Дмитрий Толстой, директор императорского Эрмитажа до 1918 года.
Как и прежде музейщики не дают никаких комментариев о том, как будут возвращаться экспонаты с других выставок. Из соображений безопасности произведений.
Вадим Шувалов
Фото автора