Время кухарок прошло

Появление института саморегулируемых организаций в России, как и все хорошее, не проходит без скрипа. Одно из сомнений скептиков – не станут ли СРО, объединяющие не менее 100 строительных организаций, своеобразными монополистами на этом рынке.

     

  Об этом и о многом другом мы беседуем с Михаилом Кузнецовым, вице-президентом и одним

из главных создателей некоммерческого партнерства “Инжспецстрой”, объединяющего петербургских строителей, специализирующихся на прокладке и реконструкции инженерных сетей – теплотрасс, линий электропередач и т.п.

– Есть ли в Петербурге хотя бы еще одна СРО, занимающаяся теми же работами?

– Нет. В Петербурге только начали создаваться первые СРО. Набрать в свои ряды 100 профессиональных организаций, способных отвечать за качество работ и заплатить в компенсационный фонд 300 тыс. руб., необходимых для регистрации в СРО по федеральному закону, не так уж просто. В итоге в строительной отрасли нашего города на сегодня создано всего 6 СРО. Из них только наша специализируется на инженерных сетях. “Объединение строителей Санкт-Петербурга”, “Союзпетростройстандарт” и “Балтийский строительный комплекс” делают ставку на строительство жилой и коммерческой недвижимости,  есть также “Межрегиональное объединение организаций железнодорожного строительства”, чье название говорит само за себя, и “Газораспределительные системы строительства” (строительство газопроводов, в основном по заказам “Газпрома”). Совершенно естественным образом СРО специализируются на каких-то отраслях.

– Не члены вашей СРО не смогут получать от вас допуски на строительные работы?

– Не смогут. Выдать допуск сторонней организации мы не можем, так как не можем нести за нее ответственность. Чтобы получить допуск, нужно сначала вступить в “Инжспецстрой”, внести необходимые средства в компенсационный фонд и соответствовать определенным требованиям. Конкретные требования определяет сама СРО, работая в рамках положений, установленных законом о саморегулируемых организациях. По закону с организации, претендующей на вступление в СРО, нельзя потребовать как  слишком многого, так и слишком малого. Так требования по персоналу есть у всех, по наличию офиса в собственности – не у всех (он может быть в аренде), техника также должна быть, но можно в аренде.

– Что делать начинающим компаниям, можно ли создать фирму с ноля и получить допуск на работы?

– В принципе не запрещено принимать в свои ряды организации, у которых нет техники, офисов, необходимой численности квалифицированного персонала. Можно принять, а потом смотреть – как все это появится. Но мы так делать не будем. Для меня, как человека, работающего 20 лет в строительстве, непонятно, как можно заниматься прокладкой инженерных сетей, если у тебя нет хотя бы одного экскаватора и 1 – 2 самосвалов.

– Чтобы получить допуски к работам, компания должна существовать уже какое-то время?

– Выдвигать такое условие было бы неправильно. Принципиально новую организацию могут создать профессиональные строители, работавшие до этого в других компаниях. Создали, вступили, начинаете работать, а мы будем контролировать. До появления системы СРО госорганы выдавали той или иной компании лицензию и уже никак ее не контролировали. Теперь такого не будет. При каждой СРО будет работать дисциплинарный и контрольный комитет.

– И что вы будете контролировать?

– Например, от компании “А” поступила заявка на прокладку тепловых сетей или строительство водоводов. Контрольный комитет выезжает на место и проверяет наличие аттестованного персонала, директора со специальным образованием, наличие техники, необходимой для таких работ, или договоров на ее аренду. Проверять будут как планово, так и неожиданно. Все это делается для того, чтобы оградить себя от недобросовестных компаний.

– Вступая в СРО, получая допуски на какие-то конкретные работы, а, желая заняться чем-то другим, придется снова за допуском бежать?

– У всех есть право получить сразу все виды допусков. Кстати, сами допуски выдаются бесплатно. Но все прекрасно знают, какой вид работ у них основной, а какой побочный. Например, одна московская СРО пытается получить допуск на строительство дорог, хотя до этого занималась строительством лифтов. Перепрофилирование возможно. Однако нужно будет доказать, что ты к этому готов, – предъявить технику, персонал, квалифицированный в новом для компании виде работ. Я считаю, что для компании, которая может и хочет работать, получить допуск не составит особого труда. Барьеры будут созданы для тех организаций, которые получали лицензии на коммерческой основе, просто за деньги. На это в основном и направлено введение системы СРО. Это политика президента в рамках борьбы с коррупцией. За выдачу допусков будут отвечать конкретные компании, и нам небезразлично, кто будет в наших рядах.

 – Если компания, входящая в СРО, некачественно выполнила какие-то работы, но к тому моменту, когда это обнаружилось, успела разориться, кто будет за это отвечать? Например, некий “Уконтропуптехстрой” плохо проложил теплотрассу, из-за этого провалилась дорога, кто ее будет переделывать?

– Страховые компании ответят деньгами в пределах лимита страховой ответственности, если этих средств не хватит – мы, в пределах возможностей компенсационного фонда. В совокупности страховые компании и СРО в своих компенсационных фондах аккумулируют довольно значительные средства, на которые можно будет выполнить любую работу, например, отремонтировать ту же дорогу. Кстати, многие государственные заказчики, проводящие конкурсы на работы в 2009 году, уже сейчас требуют, чтобы претендент состоял в той или иной СРО, хотя по закону это станет обязательным только в 2010 году. Просто они понимают, что с таких компаний будет проще спросить. В течение 2009 года лицензии и допуски от СРО взаимозаменяемы, но с 2010-го альтернативы членству в СРО не будет. Некоторые фирмы все еще тешат надежду, что введение СРО отсрочат или отменят, но это маловероятно: система лицензий себя изжила.

– Вступая в СРО, строители будут вынуждены потратить довольно значительные суммы – около полумиллиона рублей, а затем еще и каждый квартал платить членские взносы. Лицензии были дешевле. Теперь все строители заложат расходы, связанные с членством в СРО, в стоимость работ, и все строительные работы в России станут дороже?

– Необязательно. Наряду с затратами, введение системы саморегулирования сулит немалую экономию. До отмены лицензирования миллиарды рублей в год уходили посредникам. Это был огромный рынок, работавший на получение лицензий. На нем работали все юридические фирмы, продававшие готовые пакеты документов для лицензирования. Госорганы на выдаче лицензий зарабатывали меньше. Теперь многоуровневый рынок посредников, за счет которого увеличивались цены на строительство, исчезнет.

– Вступительные взносы и взносы в компенсационный фонд (300 тыс. руб.) – серьезный барьер для того, чтобы  малый бизнес пришел в строительную сферу.

– Минимальный взнос в компенсационный фонд определен законом, и менять его мы не можем. Вступительные взносы у всех СРО разные, но не такие уж большие.  Только у НП “Газораспределительные системы” – 300 тыс. руб., но на строительстве газопроводов и суммы контрактов соответствующие, у “Союзпетростройстандарта” – 20 – 25 тыс. руб., у “Балтийского строительного комплекса” – 30 тыс. руб., у “Объединения строителей Санкт-Петербурга” – 30 тыс. руб., у нас – 100 тыс. руб., но сейчас рассматриваем возможность уменьшения. Кстати, по российскому законодательству к малому бизнесу относятся государственные контракты на сумму менее 10 млн руб. Конечно, компания, заключившая хотя бы один такой контракт, имеет возможность заплатить 300 тыс. руб. в компенсационный фонд.

– А если она в первый раз его заключает?

– Она его просто не получит. Нереально получить контракт на 8 – 10 млн руб., не имея за душой несколько миллионов, необходимой техники и персонала. Из ничего не бывает что-то. Без лицензии тоже нельзя было работать.

–  Но лицензия стоила в 10 раз дешевле.

– Да. И все же необходимую для вступления в СРО сумму найти можно, если ты рассчитываешь работать на рынке  серьезных строительных работ. Ведь допуски требуются не на все виды, а только на такие, где авария может привести к серьезному ущербу и даже к жертвам. Человеческая жизнь, конечно, дороже 300 тыс. руб.

– На Саяно-Шушенской ГЭС авария случилась, так как со стороны государства не было такого серьезного контроля, какой будет теперь со стороны СРО?

Справка

Разрешение на производство работ или ордер  выдает государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ), согласуя этот вопрос
с КБДХ, ГАИ, графиком движения и т.п. Допуск – это разрешение на производство такого вида работ вообще, в любой точке РФ и в любое время.
 

– Оценку причинам аварии на Саяно-Шушенской даст компетентная комиссия. Но тенденция известна. Виной всему у нас две вещи, которые всегда присутствуют при подобных случаях, – некомпетентность и непрофессионализм. Если бы всем занимались профессионалы и управляли компаниями тоже только профессионалы, таких бы случаев не было вообще или было бы очень мало. В свое время было сказано: кухарка может управлять государством. К сожалению, и сейчас такой подход встречается. Но время кухарок на строительном рынке прошло.

– Почему тогда разные компании могут выполнять одну и ту же работу за суммы, отличающиеся в разы.

– Это поразительное явление. На конкурсах по госзаказам падение суммы контракта составляло до 50 – 60% от начальной стоимости торгов. Любому  профессионалу понятно, что такой дисконт невозможен. И, тем не менее, такие предложения успешно проходили госэкспертизу, и государственный заказчик был вынужден признавать победителями компании, предлагавшие нереальные скидки, так как основным критерием была цена. Госзаказчики снижали планку, не понимая, что будет происходить дальше при выполнении таких контрактов.

– То есть они заключали контракт, заранее  понимая, что выполнить его за эти деньги невозможно?

– Не знаю. За них я не могу говорить. Скажу только, что можно выиграть заказ на строительные работы по какому-либо объекту со скидкой в 25% и сработать в себестоимость с легкой прибылью, и то не всегда. Что можно строить со скидкой в 40 – 50%, мне непонятно.  За счет чего такой запас?

– За счет откатов. Первоначальные стоимости завышались, чтоб было на чем торговаться. Известно ведь, что не так давно дороги в России строились по цене в 2 раза больше, чем в Финляндии, при сопоставимом или даже худшем качестве. 


– Сейчас об этом можно говорить в структуре частных заказчиков. Каждый государственный проект,  выставляемый на торги, проходит госэкспертизу, которая снимает то, что в принципе и нельзя снимать. Существенно можно снижать стоимость только проектных работ, там больше человеческий  фактор. Возвращаясь к теме СРО – саморегулируемые организации получат возможность контроля за своими членами и более детально изучат компании, которые осуществляют такой демпинг на рынке. Экономия бюджетных средств всегда приветствуется, но если компания сделала скидку в 2 раза, о качестве работ речь уже не идет. Однако компании должны понимать, что теперь они гораздо больше рискуют халтуря. Один, два раза комиссия определила, что подрядчик некачественно проложил трубу, и все – отзыв допуска на этот вид работ вообще, вплоть до исключения их СРО.

– Так она уйдет в другую СРО.

– У нас будет общая база данных.  Постепенно мы придем к европейской системе, где СРО давно уже функционируют. 3 месяца назад я был свидетелем инцидента в Испании. Один крупный подрядчик в области офисного строительства, компания, занимавшаяся остеклением, некачественно установила стеклопанели и не захотела устранять замечание. Заказчик предъявил претензию организации, выдававшей допуск. Было предложено заменить панели, в случае отказа одна из форм ответственности – приостановка деятельности по данному виду работ. Прецедент  решился положительно. Все поменяли.

 – Чем грозит приостановка допуска к каким-либо работам, кроме потери конкретного заказа?

 – Всем. Ведь на одном заказе никто не работает. У тебя заканчивается один контракт, а параллельно начинается другой, нужно участвовать в следующем конкурсе, а без допуска это невозможно. Конечно, многие компании теперь сто раз задумаются, прежде чем допускать некачественную работу.     

Генеральный директор  некоммерческого партнерства “Инжспецстрой” Александр Бобров раскрыл детали деятельности одной из крупнейших петербургских СРО строителей  (читать далее).