Молитву сразу за двух президентов (правда, в единственном числе) сочинили неизвестные анонимы и раздали детям в Таврическом дворце – штаб-квартире Межпарламентской ассамблеи СНГ и вообще режимном объекте, охраняемом ФСО. Представители РПЦ заявили, что они тут ни при чем.
Издана она в виде буклета – на обложке славянской вязью написано “Молитва за президента России”, а сзади напечатана икона Николая II – видимо, в качестве предупреждения: что будет, если молиться за президента недостаточно хорошо. Внутри – православная молитва архангелу Михаилу, куда вставлена просьба помочь “рабам Своим Дмитрию и Владимиру” и изъять их “от врагов видимых и невидимых”. Порядок упоминания имен свидетельствует, что ее писали сторонники модернизации, а не нанотехнологий.
Молитва вместе с другими подарками раздавалась, как пишет Фонтанка.Ру, участникам Детской Таврической ассамблеи, которую организовали Межпарламентская ассамблея СНГ, Клуб друзей Таврического дворца, капелла “Таврическая”, продюсерский центр “Арт-Ассамблеи” и Фонд поддержки культурных инициатив “Традиция”. Объяснить журналистам, кто сочинил эту молитву и придумал раздавать ее детям, организаторы отказались. Что, конечно же, очень печально: люди, сумевшие объединить в одном президенте двух человек, наверняка смогли бы сказать свое веское слово и в отношении тринитарного догмата (учение о Святой троице), который до сих пор не дает покоя христианским богословам Востока и Запада.
Представители РПЦ заявили журналистам, что ничего о такой молитве не знают, а ее составители явно погорячились. Хотя церковь и поминает во время богослужения действующие власти. Сейчас православные молятся о “богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея” – это единственное упоминание властей в храмах. Такая традиция была установлена в 1927 году заместителем патриаршего местоблюстителя Сергием (Страгородским), который после кончины патриарха Тихона и ареста его местоблюстителя митрополита Петра фактически встал во главе церкви. В 1927 году Сергий начал сближение с коммунистами, издал декларацию, в которой заклеймил вредителей и шпионов и призвал церковных деятелей показать, что они “не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и правительством”. До этого православная церковь находилась в жесткой оппозиции к большевикам, которых патриарх Тихон фактически предал анафеме.
Пик дружбы Сергия и советской власти пришелся на 1943 год, когда возвращавшийся к имперским истокам Сталин позволил ему избраться патриархом. Однако на поминание властей при богослужении это никак не отразилось. Впрочем, при панихиде по вождю всех народов его назвали по имени-отчеству, Иосифом Виссарионовичем – до этого такой чести удостаивались только члены царской семьи. А после – лишь Борис Ельцин.
До революции в специальной молитве (ектении) поминался не только сам император, но и императрица, а также наследник престола. В связи с чем родился известный тезис (приписываемый разным историческим деятелям от Нечаева до Ленина) о необходимости “расстрелять всю великую ектению”. После Февральской революции в умах священников начался некоторый разброд. “Кое-где на образах – красные банты, – вспоминала в своих дневниках Зинаида Гиппиус, – кое в каких церквах – “самодержавнейший””. А в одной священник объявил причту: “Ну, братцы, кому башка не дорога – пусть поминает, я не буду”. Здесь священник проповедует покорность новому “благоверному правительству”; там – плачет о царе-помазаннике, с благодатью… К такому плачу слушатели относятся разно: где-то плакали вместе с проповедником, а на Лиговке солдаты повели батюшку вон. Не смутился; можете, говорит, убить меня за правду… Не убили, конечно”. Однако затем была установлена единая форма – молились за “Богом данное Временное правительство”.
В заграничных приходах РПЦ поминают местных руководителей. По словам председателя издательского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерея Александра Сорокина, традиция молиться за властителей возникла задолго до появления русской православной церкви и восходит к первым векам христианства. “Если вы посмотрите первое послание апостола Павла к Тимофею, то найдете там призыв молиться “за царей и за всех начальствующих”. Хотя царь в тот момент не был даже христианином – это римский император-язычник. За царя нужно молиться, потому что он, как и государство, олицетворяет порядок. Государство, даже самое демократическое, с христианской точки зрения является злом – но это меньшее зло, чем отсутствие государства и всеобщее беззаконие. Поэтому, хотя наша цель – царство Христово, которое, как сказано, “не от мира сего”, мы молимся за действующую светскую власть”.