80 лет назад – 20 декабря 1943 года – ушел из жизни Юрий Тынянов.
Юрий Носонович, впоследствии Юрий Николаевич, Тынянов родился в городке Режица, впоследствии Резекне, в семье врача Но́сона Тынянова. Его мама Сора-Хася, урожденная Эпштейн, тоже звалась не по-славянски, но национальность не кровь, а культура — Тынянов сделался тончайшим знатоком и главным певцом Золотого века русской литературы.
Начинал он, да, пожалуй, и не покидал эту стезю, как блестящий филолог. В 1912 году с серебряной медалью окончил Псковскую гимназию, в 1919-м — историко-филологический факультет Петроградского университета. Его, выражаясь по-нынешнему, оставляли в аспирантуре, однако академическая карьера не прельстила его. «Пушкинисты были такие же, как теперь, — малые дела, смешки, большое высокомерие. Они изучали не Пушкина, а пушкиноведение», — вспоминал через двадцать лет знаменитый писатель и литературовед-новатор.
С 1918 года Тынянов вошел в знаменитый ОПОЯ́З — общество изучения поэтического языка, или общество изучения теории поэтического языка, — куда входили такие звезды «формальной школы», как Шкловский и Эйхенбаум. Михаил Зощенко называл «формалистов» фармацевтами из-за эпатажных деклараций, сводящих художественное творчество к сумме приемов, но теоретические работы Тынянова настолько смелы и оригинальны, что останутся мощным стимулом даже для тех, кто пожелает их опровергнуть. Для начального ознакомления с ними вполне хорош сборник Тынянова «Литературный факт» (М., 1993, составитель О.Новикова). Если же сам Тынянов покажется слишком заумным, можно ограничиться более популярным предисловием Владимира Новикова.
Даже совсем еще молодого Тынянова — профессора Института истории искусств — Чуковский в своем дневнике называл всезнающим и вспоминал, что, где бы он ни поселился, его жилье через день-два обрастало книгами на всех европейских языках, и количество их неудержимо росло. Поражало Чуковского еще и то, что из каждой прочитанной книги перед ним во весь рост вставал ее автор, живой человек с такими-то глазами, бровями, привычками, жестами, и о каждом из них он говорил как о старом приятеле, словно только что расстался с ним у Летнего сада или в Госиздате на Невском.
И однажды, когда Чуковский предложил ему для заработка написать брошюру о Кюхельбекере, Тынянов ответил прекрасным трагическим романом «Кюхля».
Блистательный роман «Смерть Вазир-Мухтара» еще и стилистически роскошен. А итогового «Пушкина» Тынянов дописать не успел…
Александр Мелихов