Главными выставками 2017 года стали две революционные экспозиции – «История создавалась здесь» в Эрмитаже и «Мечты о мировом рассвете» в Русском музее. Им по качеству не уступили персоналии Ансельма Кифера (Эрмитаж) и Василия Верещагина (Русский музей), а также эрмитажный проект «Нефертари и Долина цариц» из Египетского музея в Турине.
Не все планы сбылись. Возможно, по этой причине музеи стали более осторожны в анонсировании планов на 2018 год.
Эрмитаж назвал главными две выставки: «В будущее возьмут не всех. Илья и Эмилия Кабаковы» в апреле – июле и «Рембрандт и его время из Лейденской коллекции» в сентябре – декабре.
Первая займет основные пространства Главного штаба и станет ретроспективой к 85-летию Ильи Кабакова. Вторая разместится в Николаевском зале и покажет коллекцию американского бизнесмена Томаса Каплана. Всего за 15 лет собирательства он приобрел 10 картин и 2 рисунка Рембрандта, в том числе «Автопортрет с затененными глазами» и «Пациент без сознания (Обоняние)», а также редчайшего Яна Вермеера – «Молодая женщина за вирджиналом». Не говоря уже про Хальса, Доу и других.
Эрмитаж анонсировал выставки итальянского искусства ХХ века: персоналию сюрреалиста – «Роберто Матта и четвертое измерение» и групповую – движения «Арте повера».
Русский музей объявил главным выставочным событием продолжение сериала блокбастеров «Сага о Романовых». После Петра I это будут «Екатерина Великая в стране и мире» (февраль) и «Николай I. Каждый вершок в нем царь» (декабрь).
К 200-летию закладки и 160-летию освящения Исаакиевского собора музей покажет 50 больших (до 12 кв. метров) картонов, это эскизы росписей интерьеров, созданных Карлом Брюлловым и Федором Бруни. В середине XIX века живописные композиции в соборе были заменены мозаикой других авторов.
Из юбилейных выставок выделим «Кузьма Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения» – 250 произведений из собраний музеев России и частных коллекций, « Николай Иванович Кульбин. К 150-летию со дня рождения» – 120 произведений, первый большой показ художника и теоретика русского авангарда.
Без привязки к круглым датам Русский музей покажет выставку известного отца и малоизвестного у нас сына «Алексей и Андреас Явленские» из швейцарских частных собраний и выставку «Аниматоры» об искусстве компьютерного дизайна.
Вадим Шувалов
Сторонников эволюции больше, чем революции
24 процента посетителей эрмитажной выставки «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь» считают революционные события столетней давности трагедией. У 15% они вызывают восхищение и гордость. 27% не имеют определенного мнения. Таковые результаты первой волны опроса, проведенного Сектором социологических исследований музея.
Насколько эти цифры отражают представления всего российского общества о событиях 1917 года? Алексей Рощин, начальник сектора, и Татьяна Галич, социолог 1 категории, отмечают, что в ноябре соотношение петербуржцев и туристов на выставке находилось в соотношении 40:60. Специально приехали в Петербург посмотреть выставку «История создавалась здесь» 20% респондентов. Почти 60% посмотревших выставку были моложе 35 лет. Высока доля студентов – каждый пятый опрошенный. Можно говорить о том, что это именно та часть общества, которую интересуют события, произошедшие в стране 100 лет назад, и она готова их серьезно обсуждать.
По мнению социологов, относительно небольшой процент четко определивших свое отношение к революции (24+15=39%) показывает, что значительная часть общества готова отказаться от оценок типа «черное-белое».
Самые интересные высказывания выглядят так.
Против революции: «К сожалению, это история грабежей, насилия, беззакония. Утопические идеи стали причиной неисчислимых бедствий многих народов» (архитектор, 49 лет); «Вызывают жалость судьбы ставших жертвами революции, горечь за ослабление России» (студент, 20 лет).
За революцию: «Великое эпохальное событие. Хватит ныть, что “белая кость” не спасла страну (адвокат, 42 года); «Гибель империи привела к культурному обновлению» (студент, 18 лет).
Абсолютное большинство опрошенных оценили выставку положительно. Наибольший интерес вызвали дневник Николая II; Акт об отречении от престола Николая II и великого князя Михаила Александровича; игрушки цесаревича Алексея; штык, который использовался при убийстве царской семьи; двойной портрет Николая II и Ленина; фото лазарета в Зимнем дворце с 1915-го по 1917 год.
Те немногие, кому выставка не понравилась, сочли недостаточным количество материалов, посвященных Октябрьской революции: «Где Декреты о Мире и Земле? Ни слова о Троцком».
В.Ш.