Как эко-активисты плюют в душу художников, борющихся с ними за одни идеалы
Не так давно две активистки природоохранного движения Just stop oil («Просто покончите с нефтью») облили томатным супом картину Винсента Ван Гога «Подсолнухи» (1888) в Национальной галерее Лондона. На опубликованных видео девушки, учинив акт вандализма, обливают после этого руки суперклеем и приклеивают себя к стене рядом с картиной. Полотно стоимостью £73 млн., или $82 млн. по текущему курсу, к счастью, находилось под стеклом. Позже в галерее сообщили, что картина не получила никаких повреждений — правда, немного пострадала рама.
После того как девушки вылили суп на картину, посетители галереи стали возмущаться. В ответ на это одна из активисток закричала: «Что стоит больше? Искусство или жизни людей?». Таким образом активистки решили заставить правительство остановить выдачу новых лицензий на добычу нефти и газа.
- Видео см. тут.
Их пример вдохновил участников движения по защите климата “Последнее поколение” (нем. Letzte Generation), которые в минувшее воскресенье в Потсдаме облили картофельным пюре картину из серии «Стога» французского импрессиониста Клода Моне, которая оценивается примерно в $111 млн. Облили, чтобы привлечь внимание к проблемам климата. «У нас климатическая катастрофа, а все, чего вы боитесь, это томатного супа или картофельного пюре на картине», – сказала одна из эко-активисток после инцидента.
Конечно, никто не спорит о важности освещения экологических проблем и борьбы за их решение, но почему в этом оказывается виновато именно искусство?
Ведь не секрет, что современные художники сделали эко-повестку трендовой. Именно они внесли большой вклад в популяризацию проблем загрязнения планеты. Художники призывают задуматься об этом. Эко-арт требует использования экологических материалов: материалом для скульптур и картин становятся обломки и мусор, инсталляции на открытом воздухе задействуют объекты рельефа. За такими работами стоит концепция сохранения природных ресурсов.
Одним из примеров этого направления – ленд-арт. Произведения искусства, холстом для которых стала земля, стали популярны в 1970–80-х годах, когда художники начали интегрировать свои произведения в городской пейзаж, намекая, что урбанистические достижения связаны с существованием матери-природы. В 1978 году Алан Сонфист высадил в центре Нью-Йорка фрагмент леса из эндемиков острова Манхэттен, в 1982 году Агнес Денес засеяла неподалёку пшеничное поле. Так художники-экологи показали горожанам бывший природный облик их местообитания.
- Агнес Денес, «Поле пшеницы — конфронтация», Нью-Йорк, 1982
То есть художники защищают те же ценности, за которые, вроде бы, выступают и эко-активисты. Но такие выходки представителей эко-движений, как обливание пищевыми продуктами шедевров (к слову, изображающих именно природу), полностью обесценивают их декларированные устремления.
Ясно, что такой способ выражения протеста направлен исключительно на привлечение внимания не столько к экологическим проблемам, сколько к личностям самих активистов и не несёт в себе ничего больше, чем желание минутной славы.
Однако про активисток и активистов скоро забудут, да ещё и осудят за посягательство на шедевры – и правильно сделают. Но проблему спасения природы это, понятное дело, не решит. Облили бы они этим супом и этим пюре свои головы в общественном месте, сохранив те же лозунги, эффект для экологии был бы ровно тот же. То есть – никакой.
Ещё один момент, который почему-то остался не освещённым: куда делись банки из-под супа и пюре? Надеюсь, активисты не забыли сдать их на переработку.
Алина Хасанова
UPD: Эко-активисты всё-таки осуществили мою задумку и облили себя супом около картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» в королевской галерее Маурицхёйс, Нидерланды.