За женщин снова решают, что им носить

В 40-й день со дня смерти Махсы Амини – курдской девушки, убитой чинами иранской «Полиции нравов» из-за «неподобающего ношения хиджаба» – десятки тысяч людей направились к могиле Махсы в Секкезе. Силовики применили против демонстрантов слезоточивый газ и открыли огонь по людям. Более пятидесяти мирных жителей получили ранения. Это было 26 октября.

.

«Женщина, жизнь, свобода» – один из лозунгов тех, кто вышел на акцию протеста. В центре борьбы иранских женщин за свободу сегодня – свобода не носить хиджаб. Напомню, что ситуация обострилась этим летом, когда в июле президент Ирана Ибрагим Раиси приказал ввести в действие закон о «хиджабе» и целомудрии для женщин. Это привело к новому списку ограничений на то, во что и как женщины могут одеваться. Стоит пояснить, что, хотя ношение хиджаба в общественных местах стало обязательным для иранских женщин и девочек старше девяти лет после Исламской революции 1979 года, многие женщины на протяжении всего этого длительного времени пренебрегали запретами и раздвигали границы того, что официальные лица называют «приемлемой одеждой».

В связи с тем, что происходит сегодня в Иране, я вспомнила, как весной 2021 года во Франции – стране совершенно другой культуры – прошли протесты против законопроекта «Об укреплении уважения к принципам республики». Многие пункты этого законопроекта были направлены против мусульманского населения, в том числе запрещалось носить хиджаб девочкам до 18 лет.

Тысячи мусульманок высказались тогда против законопроекта под хэштегом #HandsOffMyHijab (#TouchePasAMonHijab). Однако в июле 2021 года Национальное Собрание всё же приняло его.

В Иране люди умирают за право женщины не носить хиджаб – во Франции протестуют за право его носить. Почему религиозный символ оказался в центре политики? Думаю, потому, что в современном мире государства пытаются силой навязывать людям национально-унифицированную культуру.

Во Франции этот процесс тянется уже давно. Начиная с 2000-х годов, здесь происходит последовательное ограничение прав мусульман. В 2004 году был принят закон «О секуляризме и видимых религиозных символах», запрещающий в том числе ношение хиджаба в школах. В апреле 2011 года появился закон, запрещающий полное сокрытие лица в общественных местах: транспорте, административных и медицинских учреждениях – он нацелен на женщин, носящих бурку или никаб. В 2019 году был принят законопроект, запрещающий родителям школьников носить видимые религиозные символы во время школьных экскурсий – матери школьников не могут надевать хиджаб на школьные мероприятия. В январе 2022 года Сенат проголосовал за поправку к закону 2011 года о запрете на ношение видимых религиозных символов во время спортивных соревнований – мусульманки не смогут носить хиджаб во время летней Олимпиады 2024 года в Париже, Французская футбольная федерация уже провела соревнования с учетом этого запрета.

Казалось бы, в чём дело? Сними платок – и нет проблем! Но в реальности французские власти поставили мусульманок перед сложнейшим выбором: нарушить предписание Аллаха – или быть исключенными из жизни общества. Шаг за шагом государство ограничивает возможности мусульманок для участия в общественной жизни, вынуждает их замыкаться в рамках общины, которую тоже стремится контролировать. Теперь участие в спортивных соревнованиях, школьных экскурсиях, работа в государственных учреждениях доступны лишь ценой отказа от религиозных принципов, по сути, от своей чести.

Позицию французского правительства в чём-то можно понять – c 2001 года угроза терроризма – исламистского, не исламского – в этой стране заметно возросла. Самые громкие трагедии за последние двадцать лет: теракт в редакции Charlie Hebdo 7 января 2015 года, где погибло 12 человек; серия терактов в Париже 13 ноября 2015 года – крупнейшая по числу жертв во Франции, там погибло 130 человек, после него в стране было введено чрезвычайное положение; теракт в Ницце 14 июля 2016 года – 86 погибших. За все эти теракты взяла ответственность запрещенная на территории России группировка «Исламское государство».

Сегодня во Франции живут более 5,7 миллионов мусульман – это 8,8% населения страны. То есть очень много человек, причем потенциально радикальных, живет в стране, законы которой ставит ниже Корана – это вызывает беспокойство. Марин Ле Пен, лидер ультраправой националистической партии «Национальный фронт», еще в 2012 году прямо назвала угрозой тех людей, которые ставят закон религиозный выше закона Республики. Со своей стороны, президент страны Эммануэль Макрон выразился более обтекаемо и объявил целью правительства защиту ислама во Франции от «внешнего влияния» (почти как в России власть постоянно защищает народ от «западной угрозы»).

На словах французское правительство отстаивает идеи секуляризма. Вот только секуляризм – это свобода вероисповедания для всех, нейтральность государства в вопросах религии. То, что происходит сейчас, больше похоже на унификацию – мусульмане должны ассимилироваться со светскими ценностями, выглядеть как все, жить как все. Как это соотносится это с принципами равенства и свободы вероисповедания – вопрос риторический.

Казалось бы, Иран и Франция – две абсолютно разные цивилизации. Однако в чём-то они оказываются очень похожи. И там, и там женщинам снова говорят, что им носить, как им выглядеть. И там, и там власть выступает с позиции: мы знаем лучше, что для вас хорошо.

Одним словом, вопрос не в том, запретить женщинам носить хиджаб или ходить без него – а в том, что пора перестать решать это за них.

Елена Сурмина

На заставке. Протесты в Иране (фото Alexandros Michailidis/ Shutterstock). Протесты во Франции (фото Reuters)