Зачем Дрозденко ДК им Горького? Возьмет с собой в Гатчину?

Столица Ленинградской области переезжает в Гатчину – закон вступил в силу в начале апреля. Двукратное сокращение чиновничьей нагрузки на квадратный метр петербургской почвы наверняка обрадует горожан (за встречную радость жителей Гатчины не ручаюсь). Однако решение не выглядит логичным – накануне развода областные власти активно обзаводились недвижимостью в Петербурге.

Так в прошлом году Законодательное собрание региона получило новое здание на площади Растрелли. Осенью с театральных афиш тихо исчез Дворец культуры имени Горького. В другое время пропажа стала бы городской новостью, но не во время локдауна. Лишь завсегдатаи театральных касс с удивлением обнаружили у Нарвских ворот новую институцию – «Дворец искусств Ленинградской области». Оказывается, пока все сидели по домам, областные власти купили ДК у профсоюзов.

Зачем огромный дворец понадобился областным чиновникам? Не могу найти иного мотива кроме честолюбия – для инаугураций губернатора и торжественных партхозактивов. И правда, городские власти беспрерывно заседают и празднуют в БКЗ «Октябрьский», а передовики застройки полей ютятся в крошечном зале бывшего облсовета – где же тут справедливость?

Комплекс неполноценности областных начальников уже проявлялся прежде, когда упомянутый зал заседаний стеклобетонного монстра на пл. Пролетарской Диктатуры отделали «под Мариинский дворец». Контраст «совка» с ампирной резьбой и позолотой создал поистине гоголевские декорации для любого сюжета ЛОТ.

Рассудив, вероятно, что высокому руководителю неприлично жить без собственного дворца съездов, Александр Дрозденко сменил на подмостках хиты антрепризы «Валенок» и «Любовь – не картошка, не выбросишь в окошко».

За отсутствием инаугураций дворец пока стал второй (а на деле – третьей) площадкой театра на Васильевском. Случай просится в книгу Гиннеса: первая площадка театра рассчитана на 300 зрителей, вторая –на 75, третья – на 2200 (две тысячи двести). Заполняемость зала не спасают ни оркестр «Таврический» (переведён в ведение Ленинградской области), ни шахматная рассадка публики. Не далее как в пятницу автор лично наблюдал численный паритет зрителей в зале и исполнителей на сцене – и это на концерте с участием гениального баритона Сергея Лейферкуса и более чем доступными ценами на билеты!

Не брошу камень в организаторов и исполнителей, которые вместо былых «валенок» предоставили сцену великой музыке Рахманинова. Видимо, сама концепция областного культурного комбината в другом регионе– с «театральным разъездом» на ночных электричках – едва ли прельщает жителей Луги, Сланцев и Тихвина.

Для петербуржцев областные культурные претензии сродни матчам футбольного клуба «Тосно» на стадионе «Петровский»–тот тоже играл при пустых трибунах. Да и неясно, почему областные налогоплательщики, нелёгким трудом зарабатывающие свои трудовые копейки, должны финансировать развлечения городской богемы?

Всё в этой истории – о бестолковой культурной политике. Профсоюзы превратили дворец в полигон антрепризного масскульта и всё равно умудрились прогореть (по крайней мере на бумаге). Областные власти как чеховские герои разрываются между желаниями уехать и остаться. Чиновники Смольного бездарно транжирят наследие предшественников.

Своевременное возвращение дворца Горького в собственность Петербурга могло бы решить одну из насущных проблем – постоянной площадки театра балета Бориса Эйфмана. Такое решение очевидно быстрее и дешевле строительства нового здания на Тучковом буяне (обещали сдать в 2021 году, но на площадке пока «конь не валялся»), и освободило бы городское сообщество от новых градостроительных конфликтов в историческом центре. Неплохо было бы вспомнить и о жителях Нарвской заставы – именно им дворец был подарен без малого сто лет назад! Игры в профсоюзную собственность лишили целый район Петербурга своего культурного центра. Почему теперь жителей не спросили, желают ли они возвращения своего дворца культуры?

А пока столица Ленинградской области переезжает в Гатчину. Увезут ли вместе с чиновниками, мебелью и фикусами в горшках и бывший ДК Горького? Такой случай описан Агнией Барто: «ну, тогда в деревню летом мы поедем в доме этом…»

Кирилл Страхов