В Шереметевском дворце – Музее музыки (набережная Фонтанки, 34), который является частью Музея театрального и музыкального искусства, открылась новая постоянная экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко».
150 инструментов и никакого занудства. Все они помещены в несколько «барочных» в духе XVIII века витрин с гнутыми стеклами и специально состаренными «венецианскими» зеркалами. Чтобы инструменты можно было рассмотреть со всех сторон, но сквозь патину времени.
В Старой зале Шереметевского дворца, где все это собрано, в XVIII веке располагался танцевальный зал. Там устаивались музыкальные вечера. Екатерина II смотрела любительские спектакли с участием двух подруг – Анны Шереметевой и Натальи Чернышевой (в замужестве Голицына, а по версии Пушкина – «Пиковая дама»). 14 февраля 1797 года знаменитая крепостная актриса Прасковья Жемчугова пела и играла на арфе в этом зале для семьи Павла I.
.
Выбор «Города 812»
.
Трумшейт. Смычковый инструмент с одной струной. Германия.
Китарррон (архилютня). Щипковый инструмент с 15 струнами. Германия.
Архимандола генуэзская, 9 пар струн.
Архицистра. Париж.
Серпент. Труба в виде змеевика.
Виола ди бордоне (баритон) – гибрид виолы и клавесина, первый шаг от барокко к класицизму. Исполнитель водил смычком по одним струнам и щипал остальные большим пальцем.
Пошетт – миниатюрная скрипка, которой пользовались учителя танцев для обучения дворянских девиц и недорослей.
Стеклянная гармоника с ножным приводом. На вращающуюся горизонтальную ось нанизаны стеклянные полусферы, на которых играли мокрыми пальцами.
В.Ш.