Зачем и где смотреть на архицистру и архимандолу

В Шереметевском дворце – Музее музыки (набережная Фонтанки, 34), который является частью Музея театрального и музыкального искусства, открылась новая постоянная экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко».

150 инструментов и никакого занудства. Все они помещены в несколько «барочных» в духе XVIII века витрин с гнутыми стеклами и специально состаренными «венецианскими» зеркалами. Чтобы инструменты можно было рассмотреть со всех сторон, но сквозь патину времени.

В Старой зале Шереметевского дворца, где все это собрано, в XVIII веке располагался танцевальный зал. Там устаивались музыкальные вечера. Екатерина II смотрела любительские спектакли с участием двух подруг – Анны Шереметевой и Натальи Чернышевой (в замужестве Голицына, а по версии Пушкина – «Пиковая дама»). 14 февраля 1797 года знаменитая крепостная актриса Прасковья Жемчугова пела и играла на арфе в этом зале для семьи Павла I.

.

Выбор «Города 812»

.

Трумшейт. Смычковый инструмент с одной струной. Германия.

Китарррон (архилютня). Щипковый инструмент с 15 струнами. Германия.

Архимандола генуэзская, 9 пар струн.

Архицистра. Париж.

Серпент. Труба в виде змеевика.

Виола ди бордоне (баритон) – гибрид виолы и клавесина, первый шаг от барокко к класицизму. Исполнитель водил смычком по одним струнам и щипал остальные большим пальцем.

Пошетт – миниатюрная скрипка, которой пользовались учителя танцев для обучения дворянских девиц и недорослей.

Стеклянная гармоника с ножным приводом. На вращающуюся горизонтальную ось нанизаны стеклянные полусферы, на которых играли мокрыми пальцами.

В.Ш.


Теги: