Эрмитаж открыл свою главную выставку 2021 года, посвященную 550-летию со дня рождения Альбрехта Дюрера (1471–1528). Его считают графиком №1 в мировом искусстве. Хотя в его портфолио находятся два замечательных автопортрета, которые часто воспроизводятся по самым разным поводам.
Невыполнима миссия за один заход (оставляю за скобками профи и коллекционеров, которые полностью в теме) всерьез посмотреть три сотни произведений – ксилографий, гравюр резцом, рисунков Дюрера, а также его учителей и последователей.
Для тех, кто рискнет, предложу маршрут по Николаевскому залу Зимнего дворца, где расположена выставка: серии ксилографий «Апокалипсис», «Большие Страсти», «Малые Страсти», «Жизнь Марии». Далее «Медные Страсти» (оттиски с медных гравированных листов).
Затем – 44 ксилографии, образующие «Триумфальную арку» – самую большую гравюру в мире. Она была сделана с помощью 192 гравировальных досок.
Рядом – фрагмент ксилографии «Триумфальное шествие», которая была задумана как панорама длиной 54 метра (130 досок). Триумфатором, он же заказчик, являлся Максимилиан I, император Священной Римской империи.
Наконец, найти среди печатной графики современные им рисунки. Например, «Мадонну с младенцем».
.
Выбор «Города 812»
.
«Носорог» (1515). Ксилография, история на все времена. Из Гоа в Лиссабон привезли живого носорога. Дюрер экзотическое животное не видел, работал по показаниям свидетелей. Изобразил носорога в латах, броне, чешуе и дополнительным витым рогом на хребте. Наверное, художник пошутил, право гения. Но образ закрепился на двести лет. Его не поколебали вскоре появившиеся изображения африканских носорогов, не имеющих никаких завитков. Миф закончился только в середине XVIII века, когда в Европу привезли из Индии носорога Клару и показывали ее публике.
Монограмма AD приобрела законченный вид. (См. на заставке к тексту).
.
«Всадники Апокалипсиса» (1498). Эта ксилография считается одним из лучших изображений знаменитого евангельского сюжета.
.
«Аллегория правосудия» (1497). Рисунок создан на основе популярной во времена Дюрера книги Петруса Берхориуса о Христе – вершителе судеб. Он будет судить человечество в день Страшного суда (карающий меч – справа).
.
«Святая Маргарита» (1486). Трогательный небольшой рисунок пером.
.
«Святое семейство со стрекозой» (1495). Первое у Дюрера изображение Мадонны в технике гравюры. Иосиф почти не виден. Стрекоза – символ Девы Мари – изображена в правом нижнем углу. Рядом – первое использование художником монограммы AD. Позже она станет выглядеть иначе и станет предметов подделок, как и сами оттиски.
.
«Голова Ангела» (1521). Эскиз для живописного алтаря. Нанесен белым и черным тоном на бумагу, грунтованную серым.
.
«Портрет императора Максимилиана I» (после 1519). Самодержец обеспечил Дюреру финансовую независимость до конца дней.
.
«Мужская баня» (1497). Хитрая картинка. Существует несколько версий о том, кто здесь изображены. Первая версия: друзья Дюрера, в том числе ближайший – Вилибальд Пиркхеймер (справа с кружкой). Вторая версия – четыре человеческих темперамента: мужчина с цветком – сангвиник, с банным скребком – холерик, с кружкой – флегматик, а тот, что у колонки – меланхолик. Третья версия: в изображениях семи мужчин два – автопортреты. Можно поотгадывать, кто именно.
.
«Агнес Дюрер» (1497). Рисунок серебряным карандашом и белилами. Жена художника. Биографы Дюрера, считают, что Дюрер женился на дочери приятеля отца (оба были ювелирами) по расчету. Чтоб приобрести собственную гравировальную мастерскую. После смерти Дюрера вдова много способствовала продвижению его художественно наследия.
Выставка работает по 28 марта.
Вадим Шувалов