Главный наш музей показывает главную выставку 2022 года – 700 произведений искусства из двух десятков музеев Петербурга и Москвы. Хронологически: от Древнего Египта до наших дней. Двести лет назад Жан-Франсуа Шампольон, французский исследователь Древнего Египта, расшифровал египетские иероглифы. Он изучал тексты, написанные в 196 году до н.э. на знаменитом Розеттском камне, а также надписи на храме в Абу-Симбеле.
Еще одна круглая дата этого года – 100-летие открытия гробницы Тутанхамона. Знаменитая золотая маска фараона, если и уступает по популярности Моне Лизе, то совсем немного.
Исследователям повезло, один и тот же благодарственный текст был выбит на Розеттском камне трижды: иероглифами, египетской скорописью и на древнегреческом. Но сложность состояла в том, что египетские иероглифы могут быть знаками как фонетическими, так и символическими. На этом споткнулся Атанасиус Кирхнер, крупнейший исследователь египетских иероглифов, живший в XVII веке.
Открытие Шампольона стало началом египтологии. На выставке показано первое издание многотомного коллективного труда «Описание Египта», которое выходило с 1809 по 1829 годы.
Египтомания гораздо старше. Принято отсчитывать ее с 30 года до н.э., когда Юлий Цезарь победил в Египте Антония и Клеопатру.
О тех временах – шпалера «Пир Антония и Клеопатры» по картону Юстуса ван Эгмонта, ученика Рубенса, картина «Пир Клеопатры» Якоба Йорданса и «Смерть Клеопатры» Пьера Миньяра. Здесь главное произведение – знаменитая древнеегипетская статуя Клеопатры VII, вырезанная из базальта в 51–30-е годы до н.э.
В библейской традиции содержится более шестисот упоминаний Древнего Египта. Выставка собрала в одном пространстве картину Никола Пуссена «Святое семейство в Египте», рисунок известного архитектора Жана-Франсуа Тома де Томона «Отдых на пути в Египет», эскиз Ильи Репина «Избиение первенцев египетских», а также дивное блюдо с лиможской эмалью второй половины XVI века «Переход через Красное море» мастер IC.
Египетский поход Наполеона не стал военной удачей, но повлиял на ампир – главный стиль эпохи Просвещения. Стилизованные сфинксы, пирамиды, обелиски украсили европейские интерьеры. Хитом этой части египтомании и главным экспонатом выставки стал «Египетский сервиз».
В 1808 году сервиз из 136 предметов, изготовленный на Севрской мануфактуре и украшенный видами Египта, был подарен Наполеоном Александру I в знак дружбы после заключения Тильзитского мира. Но отношения двух монархов не сложились. Русский царь сервизом не пользовался, а после Отечественной войны 1812 году французскую посуду поместили кладовые Оружейной палаты. Уже после 1917 года несколько предметов попали в Эрмитаж, а все остальное – в «Музей-усадьбу Кусково», который специализируется на фарфоре.
На выставке «Египтомания» сервиз впервые выставляется в полном составе.
Мода на Древний Египет продолжилась и после того, как ампир сошел со сцены. Образ Клеопатры не давал покоя русскому драматическому театру и балету с середины XIX века. В 1908 – начале 1909 года балет «Египетские ночи» в хореографии Михаила Фокина был успешно показан в Михайловском и Мариинском театрах. Летом 1909 года Сергей Дягилев переименовал постановку в «Клеопатру» и запустил ее в программе «Русских сезонов». На выставке показан костюм Амуна для Фокина, сшитый по эскизу Леона Бакста.
Финал проекта – фотографии петербургских домов, где использованы египетские мотивы. Например, пара сфинксов расположена на крыше «Дома Николая Печаткина» (Лермонтовский проспект, 7 / улица Союза Печатников, 12). Неоклассицистическое здание построено в 1912-1915 годах по проекту архитектора Павла Мульханова.
Говорят, что египтомания продолжается. Конечно, никому не придет в голову устанавливать копии сфинксов в качестве паблик-арта. Но предложение (которое не возникает без спроса) создать интерьеры в египетском стиле огромно.
Выставка, идею которой придумал Андрей Большаков, заведующий сектором Древнего Востока Эрмитажа, а курировал Андрей Николаев, заместитель заведующего Отделом Востока Эрмитажа, работает по 9 апреля 2023 года.
Вадим Шувалов