Зачем идти смотреть на «Картины военной жизни» в корпус Бенуа

Русский музей показывает в корпусе Бенуа выставку «Картины военной жизни» – 120 произведений из своей коллекции. Подчерчивая, что этот проект появился задолго до нынешних событий.  

В 2021-м – начале 2022 года в филиале в Малаге ГРМ демонстрировал большую выставку «Война и мир в русском искусстве». И тогда решили после показа в Испании предъявить сокращенную (на произведения прикладного искусства, оставив живопись) версию отечественной публике. Начали с «Картин военной жизни». Позже будет «Дом и семья. Картины мирной жизни». Сначала планировали одновременный показ двух частей. Но небывалый (и неожиданный) успех выставки Михаила Врубеля (она продлена теперь до 14 ноября) отодвинул «мирную жизнь» на самую позднюю осень.

Стратегий смотрения «Картин военной жизни» может быть несколько. Первая – следовать хронологическим разделам – от древнерусских битв до Великой Отечественной войны, от икон XVI века до картин Гелия Коржева (1925-2012). Важное уточнение: внутри каждого раздела могут быть картины, созданные много позже изображенных событий. Например, полотно Павла Соколова-Скаля «Иван Грозный в Ливонии» написано в 1943 году.

Другая стратегия – искать картины звездных авторов. Например, картину «Скобелев под Шипкой» Василия Верещагина. Или «Портрет Евграфа Давыдова» Ореста Кипренского.  Еще один путь знакомства с проектом – высматривать малоизвестных художников: Петра Грузинского, Алексея Кившенко, Николая Дмитриева-Оренбургского.

.

Выбор «Города 812»

Орест Кипренский. «Дмитрий Донской на Куликовом поле». 1805. Выпускник Академии художеств получил за картину большую золотую медаль от «Альма матер».

.

Василий Перов. «Суд Пугачева». 1879. Конечно, художник читал пушкинскую «Капитанскую дочку». Сам ездил по местам пугачевского восстания – Поволжье, Оренбургская губерния. В духе передвижников задумал триптих – жизнь крепостных, бунт Пугачева и суд. В итоге, создал только третью часть. С тираном – Емельяном.

.

Борис Кустодиев. «Портрет Николая Милиоти». 1916. Этюд для группового портрета художников объединения «Мир искусства». Не осуществлен. В Русском музее хранится полный эскиз группового портрета. Милиоти – третий справа, выглядывает из-за спины Кузьмы Петрова-Водкина. На этюде персонаж смотрится много выигрышнее. Участник первой мировой войны, Милиоти после революции уехал из России. Дожил до 88 лет и сумел сохранить себя в профессии. Уже как парижского портретиста.

.

Евгений Лансере. «Мир». Эскиз росписи интерьера Казанского вокзала в Москве. 1945. Реализовано. Несколько лет назад само панно на вокзале было отреставрировано.

Выставка продлится до 16 января 2023 года.

В.Ш.