Зачем идти смотреть на рыцарей. Блокбастер в Эрмитаже  

Эрмитаж открыл главную выставку 2023 года – «Цари и рыцари. Роман со Средневековьем». Если в двух словах, то это проект о том, что XII – XIV века не всегда были мрачными, а европейский романтизм, появившийся через 500 лет, взял от того времени все лучшее, начиная с рыцарского поведения. К выставке применимо модное слово «блокбастер»: в Аванзале и Николаевском заде Зимнего дворца размещено 400 предметов, созданных мудростью и руками человека за восемь веков. 

Когда перед зрителем подобное кураторское произведение (в данном случае Екатерины Некрасовой-Щедринской из отдела западноевропейского прикладного искусства и Юрия Ефимова из отдела «Арсенал») такого масштаба, то приходится выбирать одну из трех стратегий знакомства с выставкой.

Первая: смотреть тщательно все четыре раздела: «Павел I и Мальтийский орден», «Рыцарские турниры», «Реликварии, ларцы и рукописные книги», «Мода на Средневековье». На это (с перерывами от отдых глазам) потребуется как минимум один полный рабочий день.

Вторая стратегия: смотреть хиты, стараясь не обращать внимание на все остальное. Не подумайте, что получится быстро: часа два потребуется точно.

Наконец, третья стратегия: бродить по выставке спокойно, останавливаясь у той витрины, куда упадет взгляд. Тогда время рассматривания определяется индивидуальной психофизикой человека. Кто-то устанет через 15 минут, кто-то будет наслаждаться те же два часа.       

Предложу обзор хитов.

Трон Павла I, как Великого магистра Мальтийского ордена. Изготовлен для Мальтийской капеллы в Петербурге, по эскизу Джакомо Кваренги, автора проекта здания капеллы.

Кираса из золотой парчи с мальтийским крестом. Принадлежала Александру I. Редкая вещь, прежде не выставлялась.   

Фрайбургский крест – реликварий конца XIII века. Немецкая работа в технике выколотки из золота и серебра. В Эрмитаж поступил в составе коллекции Александра Базилевского, знаменитого антиквара и собирателя древностей. 

«Реликварий в виде фигуры дьякона (Святой Стефан)». Конец XII века. Французская работа.

«Монстранц» конца XV века. Имеется документальное подтверждение, что это работа ревельского мастера Ганса Рисенберга. Этот реликварий получен Петром I в качестве подарка от городских властей.

«Роман о розе» ‒ самое знаменитое произведение Средневековья принадлежит французским поэтам XIII века Гийому де Лоррису и Жана де Мена. Рукописная богато иллюстрированная книга нарисована в XV веке, некогда принадлежала Александру Половцову.  Благородные амурные страсти сильно повлияли на литературу романтизма. 

Ларец из словной кости, на котором вырезаны главные сцены средневекового романа о Тристане и Изольде – любовный напиток, обман короля Марка, свидание главных геров и т.д. Французская работа XIV века. 

Ларец-реликварий со сценой «Поклонение волхвов» с лиможскими эмалями XIII века.     

Из лат и прочей рыцарской амуниции важны: шлем турнирный с окошечком для воздуха. 1580-е годы итальянский мастер Помпео делла Кьеза; шлем турнирный немецкого мастера М. Фрауенпрейса, 1550- 1560-е годы. Оба украшены золотом, зачеканенным при нагреве стали.

Турниры были спортом, но спортом опасным. Вот список самых известных жертв:Готфрид, герцог Бретонский, Людвиг, герцог Баварский, Генрих II, французский король. Последний погиб в 1559 году, сражаясь с Габриэлем де Лоржем, графом Монтгомери.

После этого случая турниров стало меньше и в конце XVII века они вовсе прекратились. Их заменили карнавалы со скачками в латах или «карусели», как их стали называть в XVIII веке.     

 

Именно такая карусель состоялась в 1842 году в Царском Селе. Ее зафиксировал на большой парадной картине Орас Верне. Любопытно, что сохранился максимиллиановский (в честь короля Максимилиана I) доспех начала XVI века, в котором гарцевал Николай I. Впрочем, по свидетельствам современников, мода на карусели далась императору тяжело.

.

Выбор “Города 812”

Лукас Кранах старший. Портрет рыцаря с двумя сыновьями. У художника тоже было два сына и оба продолжили дело отца. Может, это аллегория рыцарского служения искусству?

«Пояс целомудрия». Это реплика XIX века, но близкая к оригиналам Средневековья. Стальной корсет относится к XVI веку.

Кресло, стулья и другая мебель петербургской мастерской братьев Гамбс. Середина XIX века. У Ильфа-Петрова были иные представления о вместительности этой мебели.

Прибор для разогревания сургуча. Дивная вещица в готическом стиле из малахита и бронзы.     

 

Поднос из папье-маше. 1840-е годы, фабрика братьев Лукутиных. Рыцари и их мир глазами русских ремесленников. 

Выставка открыта по 22 октября. 

Вадим Шувалов