Зачем идти в Эрарту смотреть фото Жерара Юфера 

Проект «Один день в музее» был показан в 2019 году в московском Мультимедиа Арт Музее и приобретен в его коллекцию. Каждая из сотни фотографий предлагает зрителю подумать, зачем мы ходим смотреть на картины, скульптуры, ископаемых животных и другие артефакты.

Посетителей музеев снимают многие фотографы. В России показывали работы известного немецкого фотографа Томаса Штрута. Его интересует многолюдность. Как в музейном пространстве толпа превращается во внимательных зрителей. Жерара Юфера, за небольшими исключениями, интересует отдельный человек с его отношением к увиденному в музее.

Фотограф, родившийся ровно 70 лет назад в пригороде Парижа, любит вспоминать, что лет в одиннадцать-двенадцать, он вместе с двумя приятелями решил посмотреть музеи Парижа, отводя каждому один воскресный день. Тогда не было нынешнего музейного бума и можно было спокойно пойти в Лувр, не говоря уже про Музей палеонтологии. Мальчишки, конечно, не обошли все музеи, но у Жерара на всю жизнь остался интерес к музеям, как важной части жизни.

Начав фотографировать рано, Юфера только в тридцать лет стал профессионалом: работал репортером, снимал театральное закулисье, показы моды, делал портреты знаменитостей. Снимки для проекта «Один день в музее» были созданы во второй половине 2010-х годов во многих городах мира, в том числе, в Москве. Хотя проект, был задуман раньше.

Фотограф подчеркивает, что все снимки – не постановочные: его ведут терпение и удача.

По мнению Юфера, люди посещают музеи потому, что это стало важной частью их жизни, как место эмоционального общения с историей, предметным миром и между собой. Именно эти эмоции интересует фотографа больше всего. Кто-то внимательно смотрит на картины, делает записи в блокноте; кто-то устал, прилег на лавочку и принял позу античной скульптуры. Мужчина увлеченно делает селфи, пытаясь повторить позу Афродиты с зеркалом на античной статуе. Мальчик с изумлением рассматривает зубы динозавра, другой залез в пасть акулы; маленькая девочка, сидя на закорках у отца, изображает стоящую перед ними статую Психеи с крылышками.

Любимая история фотографа, как он сделал снимок на одной художественной выставке, посвященной любви. Там он застал парочку, которая, медленно перемещаясь по выставке, непрерывно целовалась. Фотограф решил: надо сделать снимок, следил за парочкой несколько часов, пытаясь найти нужный ракурс. И только, когда до закрытия музея оставалось десять минут, модели застыли в нежном поцелуе в самом последнем зале у самой последней картины, изображавшей поцелуй.

Выставка работает по 25 августа.

Борис Вадимов


Теги: