Первая в Петербурге выставка известного московского скульптора Александра Рукавишникова. Он – автор множества памятников в Москве – Спартаку, Федору Достоевскому, Юрию Никулину, Александру II, Михаилу Шолохову, Муслиму Магомаеву, Олегу Табакову.
Эрарта показывает станковые работы, созданные скульптором в свободное от заказов время. Рукавишников, имеющий академическое образование, по сути, классический модернист. И как многие приверженцы это направления, создает образы, отсылающие то к глубокой архаике, то к сюрреализму.
В центре выставки «Фаина», посвященная Фанни Каплан. Полуслепая женщина, стрелявшая в Ленина, это поступок. Так объяснил автора появление этой скульптуры. А почему нет руки? «Была бы рука с пистолетом, то это уже литература» – пояснил Рукавишников. Поясню, что в данном контексте, слово «литература» для скульпторов – почти бранное.
В работе «Гребущая» Рукавишников показал, по его выражению, «не сусальную красоту». Произведение начиналось с деревяшки (она внизу).
.
Выбор «Города 812»
.
«Лучница». Чтобы метко стрелять архаичная женщина удалила себе левую грудь.
.
«Женщина, собирающая картофель». Почему-то вспомнились «Едоки картофеля» Ван-Гога. Это в плюс скульптору.
.
«Девочка на самокате». Здесь напоминает картину «Слепые» Брейгеля-старшего. Далеко не уедет эта самокатчица. А вот пойти, в отличии от картинных персонажей, может далеко.
.
«Прощание славянок». Без комментариев.
.
На вопрос, кому бы вы хотели установить памятник в Петербурге, Рукавишников ответил: «Шостаковичу». А узнав, что в городе уже есть два памятника композитору, сказал: «Сергею Шнурову». То ли пошутил, то ли помечтал всерьез…
Вадим Шувалов