Зачем идти в Эрмитаж смотреть Бертеля Торвальдсена

Конкурент (или наследник, кому как нравится) Кановы, датский скульптор-академист Бертель Торвальдсен большую часть жизни провел в Италии и никогда не жалел о своем выборе. Хотя незадолго смерти вернулся в Копенгаген, где его встретили как национального героя и тут же стали создавать персональный музей.

Именно в коллаборации с Музеем Торвальдсена Эрмитаж построил изящный юбилейный проект «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена (1770-1844)»  (в прошлом году пандемия не дала возможности его показать). Скульптура (шесть рельефов и две статуи) – из российского музея. Восемнадцать рисунков на те же темы – из датского.

Амур, он же – Эрот, был любимым персонажем Торвальдсена. Первый раз он изобразил «Отдыхающего Амура» в 19 лет в самом начале карьеры. Последний раз – «Лебединая песня Амура» – за год до смерти.

 

 

Сначала про эрмитажные мраморы. «Ганимед» – за красоту наказанный Зевсом исполнять обязанности небесного виночерпия, происходит из собрания Музея барона Штиглица. «Амур, играющий на лире» принадлежал Михаилу Милорадовичу, генерал-губернатору Петербурга, убитому декабристами во время восстания на Сенатской площади. Эти произведения находятся в постоянной экспозиции Эрмитажа.

Два рельефа – «Амур у Вакха» и «Амур у Анакреонта» выставлялись больше 20 лет назад. Они происходят из собрания Владимира Орлова-Давыдова, который заказал их скульптору, будучи в его мастерской в Риме. Визит к Вакху символизирует не дегустацию спиртного, а наступление осени. Знаменитый поэт античности Анакреонт во время ненастья пустил в свой дом и обогрел мальчика. Тот «отблагодарил»: вонзил стрелу в грудь старика.

Четыре барельефа «Власть Амура над стихиями» публика не видела никогда. В это трудно поверить, но это так. Барельефы, смысл которых в том, что любовь сильнее всех стихий – Земли (лев), Воздуха (орел), Воды (дельфин), Огня (трехголовый Цербер) были заказаны в 1839 году для будущего Александра II. Потом мода на Торвальдсена прошла, и барельефы определили в Висячий сад. Там они просуществовали до начала нынешнего века. Тогда стало ясно, что мраморы надо переносить в закрытое помещение (следы ржавеющего крепежа остались). Теперь появился повод «Власть Амура» продемонстрировать.

Рисунки из Музея Торвальдсена показывают, как скульптор искал композицию, меняя расположение и жесты персонажей. Разглядывание набросков и законченных живописных рисунков – для фанатов классицизма.

Вадим Шувалов