Зачем идти в Эрмитаж смотреть на Данте

В Эрмитаже показывают  «Аллегорический портрет Данте». Картина создана художником Аньоло Бронзино в 1532 году. Данте умер в 1321-м (700-летие этого события и стало поводом для выставки).  Оба родились во Флоренции, но не встречались, хотя бы в силу того, что в год смерти поэта художнику было 18. Но его «тип Данте» считается классическим.

Портрет был заказан флорентийским банкиром Бартоломео Беттини как часть дворцового интерьера «Тосканские поэты, воспевающие любовь»: Данте, Петрарка, Бокаччо. В центре композиции должна была находится картина «Обнаженная Венера и целующий ее Амур», которая была заказана Микеланджело.

Не сложилось. «Венеру и Амура» создавал Якопо Понтормо, наставник Бронзино. Из всего комплекса до нас дошел только портрет Данте. Специалисты по итальянской живописи XVI века, полагают, что Бронзино пользовался рукописными источниками XV века, его «выдает» головной убор с венком.

«Божественная комедия» открыта на странице «Рай. Песнь XXV». Там есть такие строчки: «В ином руне, в ином величьи звонком/

Вернусь, поэт, и осенюсь венцом/Там, где крещенье принимал ребенком» (Перевод Михаила Лозинского). Речь о Флоренции.

Сейчас картина принадлежит российскому IT-бизнесмену Леониду Богуславскому, пасынку Андрея Вознесенского.

Как он рассказал на вернисаже, год назад мэрия Флоренции узнала, что одно итальянское семейство решило расстаться с портретом Данте. Его предложили приобрести Богуславскому, но с одним условием. Картина может путешествовать по выставкам (что уже делает, до Эрмитажа она показывалась в Музее Метрополитен), но должна возвращаться в Палаццо Векьо, где находится мэрия Флоренции.

Богуславский условие принял. В Петербурге портрет Данте прогостит до середины января, потом – месяц в Москве, а затем домой.

Выставка дополнена показом венецианского издания «Божественной комедии» 1578 года из собрания Эрмитажа. На титульном листе – портрет Данте, отсылающий к Бронзино. Том с 96 гравюрами и обширными комментариями в свое время подарил музею Матвей Гуковский, специалист по эпохе Возрождения, профессор ЛГУ, который в 1960-е годы работал заведующим эрмитажной библиотекой.

На вернисаже Михаил Пиотровский сообщил о запуске «Школы искусств» – совместного проекта Эрмитажа и Европейского университета в Петербурге. Выставка портрета Данте организована при содействии ЕУ.

Вадим Шувалов