В Эрмитаж привезли выставку с умным названием «Сардиния – остров мегалитов. От менгиров к нурагам: история в камне в сердце Средиземного моря». Зачем ее смотреть.
Чтобы почувствовать (на понимание требуется много времени), что большой итальянский остров – это не только ласковые пляжи и футбол. Сардиния – огромный археологический памятник под открытым небом. Памятник оригинальной островной цивилизации – древних обществ без государственной структуры и письменности.
Там сохранилось 740 менгиров – это вертикально врытые монолиты, служили для тотемных и пограничных целей. Время создания – V – III тысячелетия до н.э. По письменному свидетельству, которое оставил папа Григорий Великий в 594 году, горцы Сардинии продолжали поклоняться менгирам в раннем Средневековье.
Нураги – башни крепости возводились на рубеже II и I тысячелетий до н.э. из валунов. Могли также служить храмами или жилищем. Их сохранилось порядка 7 тысяч. К тем же временам относятся гробницы гигантов, имеющие в плане форму головы быка. По легенде, это было последнее пристанище «орок» – людей огромного роста. Археологическая наука доказала, что гробницы были братскими могилами обычных сардов без социальных различий.
Разумеется, все эти и другие постройки (как то: священные колодцы и храмы-мегароны) остались на родной земле. Движимые артефакты впервые приехали в Россию из трех музеев – Национального археологического музея (Кальяри), Национального археологического музея Дж. Аспрони (Нуоро), Национального археолого-этнографического музея Г.А. Санна (Сассари). Они охватывают период от позднего каменного века, через века меди и бронзы до начала века железа.
Выбор «Города 812»
Фрагмент женской статуэтки богиня-мать. Мрамор. Энеолит (медный век). Так и представляешь как старательно древний мастер с помощью каменного орудия (других не было) вытачивал фигуру из хрупкого камня.
Голова статуэтки богини матери. Мергель. Средний неолит. Свидетельство древнего культа материнства как символа продолжения рода и плодородия земли.
Сосуд (олла). XIV-XII вв. до н.э. Использовался для перегонки алкогольных напитков. В нем подолгу кипятили и отстаивали продукт. Судя по тому, что рядом с такими сосудами археологи находят чаши, полученную жидкость тут же и распивали.
Фигуры воинов и сидящая женщина с ребенком – богиня-мать, защитница деторождения, она же богиня утренней зари. Бронза эпохи железного века. X-VIII вв. до н.э. Фигуративный экспрессионизм до нашей эры.
«Боксер». Каменная скульптура происходит из некрополя Монте-Прама. Сначала отливали бронзовые фигурки, затем их увеличивали до храмовым масштабов. Железный век.
Выставка начала свое турне в Берлине. После Петербурга ее покажут в Салониках и Неаполе.
В Эрмитаже выставка работает по 30 января
Вадим Шувалов