Зачем идти в Эрмитаж смотреть на Перуджино

В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка одной картины. Это «Портрет молодого человека» кисти Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, известного мира как Перуджино (около 1448- 1523). Часто еще добавляют: учителя Рафаэля. 

В 1850 году Юрий Львов, преподаватель истории в Павловском Кадетском корпусе, предложил портрет для императорской коллекции, и он был приобретен. Как -картина, на минуточку, XV века попала в Россию, – неизвестно.

Эрмитаж как публичный музей отрылся спустя два года, в путеводителе 1864 года, отмечается, что живопись хороша, но состояние картины не очень.

В 1867 году живопись была перенесена с доски на холст: эта потенциально травмоопасная операция прошла успешно, но сейчас потемневшие разновременной лак и поздние восполнения красочного слоя потребовали комплексной реставрации. 

Алексей Цветков, художник-реставратор первой категории из Лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа: 

“Картина неоднократно реставрировалась. В итоге на холсте остались видны только светлые участки, все остальное стало однородным темным фоном. Пришлось устранять потемневший лак, слой за слоем и загрязнения между ними, а также тонировать незначительные утраты современными обратимыми материалами. Работа заняла около одного года”. 

Зоя Купцова, куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа. 

“Можно очень осторожно предположить, что это автопортрет Перуджино.

В 1497 – 1500 годах художник выполнил автопортрет, который находится в Палаццо дей Приори в Перудже. Это фреска, выполненная в форме «обманки»: как будто на стене висит картина в раме. 

Позже с этого портрета была сделана ксилография, которую использовал Джорджо Вазари для иллюстрирования биографии Перуджино. 

Фреска из Перуджи изображает мастера, которому около пятидесяти лет. Эрмитажный портрет создавался в те же годы, между 1495-м и 1500-м. Следовательно, по какой-то причине художник решил «повернуть время вспять», изобразив себя молодым”. 

В Эрмитаже хранится и находится в постоянной экспозиции еще одно произведение Перуджино – картина «Святой Себастиан» (около 1495).

Если на него долго смотреть, то начинаешь и в нем подозревать автопортрет.      

Вадим Шувалов