Зачем идти в Эрмитаж смотреть на расширенное «Моление»

В Эрмитаже открылась выставка нидерландских складней XV-XVI веков из собрания музея. Их реставрация недавно завершилась. Самое интересное – картина Питера Кука ван Альста «Моление о чаше» (1527-1530). Сюжет традиционный, евангельский: Христос, чаша, апостолы Петр, Иаков и Иоанн, толпа во главе с Иудой, идущая пленять Христа.

Как и откуда «Моление» попало в царское собрание, неизвестно. В каталоге 1797 года картина присутствует. Ее приписывали Дюреру, возможно, из маркетинговых соображений. В данном случае важно не это.

В начале 1960-х годов Николай Никулин, известный эрмитажный специалист по нидерландскому искусству, исследовал картину. Он выяснил, что она состоит из пазлов, на которых изображены отдельные фигуры. В XVII или в XVIII веке картину, написанную на доске, распили по пейзажу, таким образом, что не затронуть фигуры. Зачем-то владельцу понадобилось в два раза увеличить ширину картины. Неизвестный мастер раздвинул пазл на необходимое расстояние, вставил в середину дощечки, расписал их пейзажем, соответствующим сюжету, а затем наклеил картину на дублировочную доску.

В XIX века в Эрмитаже картину укрепили с обратной стороны еще раз так называемым «паркетажем» – сеткой из деревянных реек. В 1960-е годы эрмитажные реставраторы не решились расчищать картину. Проблема в том, что вставки были написаны, исходя из потемневшего от времени желтоватого лака, покрывавшего оригинал. Если расчистить живопись ван Альста от старого лака, то непонятно, что делать со вставками.

Современный реставратор Максим Лапшин потратил в общей сложности три года, чтобы вернуть картине яркие одежды персонажей и цвет неба. 500 лет назад краски делали очень качественно, они «держат» цвета до сих пор. С помощью корректных тонировок Лапшин сделал «вставки» почти незаметными. На выставке представлены некоторые этапы этой работы. В частности, реконструкция начального узкого формата картины ван Альста и инфракрасная фотографии существующего «Моления».

Вадим Шувалов