Зачем идти в Эрмитаж? Смотреть на старые фото

В Пикетном зале Зимнего дворца, где музей в последние годы показывает раннюю фотографию: «Эпоха дагеротипа» (2011) и «Ателье «Светопись Левицкого» (2015) – открылась выставка «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов». 50 авторских отпечатков из музеев и частных собраний Петербурга и Москвы.

Сейчас его имя – Ипполит Шарль Габриэль Робийяр (1804/1806 – 1888) что-то говорит только знатокам искусства XIX века и тем, кто серьезно интересуется первыми десятилетиями развития фотографии.

Он приехал в Россию в 1844 году, чтобы принять участие в проекте «Императорская Эрмитажная галерея». Предполагалось издать  литографии с 1200 эрмитажных картин. С целью популяризации и получения дохода. Робийяр выполнил десяток литографий с Рембрандта, Рубенса, Веласкеса, но особого успеха не снискал. Потом участвовал в литографировании портретов из «Военной галереи 1812 года».

В 1850-е годы стал популярным мастером пастельного портрета, что было отмечено в статье писателя Владимира Соллогуба «Мой портрет». Робийяр становится постоянным экспонентом Академии художеств.

В конце 1850-х годов технологии изготовления фотографий на бумаге становятся доступнее, количество фотоателье в Петербурге стремительно растет и в 1861 году достигает сорока пяти. Но Робийяр рискует и начинает собственное дело, для чего арендует мансарду в доме на Большой Морской, 52. На этой престижной столичной улице уже работало семь ателье.

Французу сопутствует успех, он делает портреты русских аристократов,  получает большой заказ на фотографирование Александра II и его многочисленного семейства. Самые известные портреты – Николай, Александр Мария, Павел. Как выглядел Федор Тютчев, мы знаем благодаря Робийяру.

Но влиятельные заказчики и восторженные отзывы современников не спасли  фотографическое дело Робийяра от финансового краха. Уже в 1862 году он залезает в долги, из которых невозможно самостоятельно выбраться. Александр II дважды разрешает фотографу реструктурировать долг. Это не спасает: в 1864 года ателье закрывается, обстановка (важная часть портретной композиции) распродается.  За ней последовала фототехника.

Робийяр поселяется на небольшой мызе в устье реки Мги. Страшная глухомань по тем временам. Пытается вернуться к пастельным портретам, их никто не покупает. Последние годы фотограф живет на деньги, подаренные Павлом Демидовым и Министерством двора.

.

Выбор Города 812»

Портрет графини Софьи Бобринской. 1863.

Считалась исконно русской красавицей. Александр III однажды на балу танцевал с ней кадриль, о чем часто вспоминал много лет спустя.

.

Портрет Джузеппе Верди. 1862.

Композитор посетил Петербург в связи с премьерой оперы «Сила судьбы», сочиненной по заказу Дирекции императорских театров. Премьера состоялась 10 ноября 1862 года. Знаменитая увертюра к опере теперь входит в число хитов, постоянно исполняемых в общедоступных концертах на открытом воздухе. А 160 лет назад сложный драматический сюжет не вызвал особых восторгов у петербургской публики.

Дарственная композитора датирована 21 ноября 1862 года и адресована графу Владимиру Адлербергу, министру Двора.

.

Портрет самого Ипполита Робийяра, созданный неизвестным фотографом, относится к 1850-м годам. Хранится в РГАЛИ  со знаком вопрос относительно изображенного лица.

Выставка работает по 19 февраля 2023 года

Вадим Шувалов

На заставке: портрет великих князей Николая и Александра Александровичей (1862)