Зачем идти в Эрмитаж смотреть на «Вещь с секретом»

Эти предметы показывают редко. А истории, связанные с ними, обычно остаются за скобками. Даже если что-то их «тайников», «знаковых колец», «кунштюков», «табакерок с двойной крышкой», «сюрпризов» и т.д. (воспроизвожу название глав каталога выставки) находятся в разных постоянных экспозициях.

Сейчас они собраны вместе в Синей спальне Зимнего дворца.

Выставка «Вещь с секретом. Ювелирное искусство XVI–XXI веков» открыта до 11 сентября следующего года.

Выбор «Города 812»

Перстень с тайником. Западная Европа XVI век.

В тайнике под камнем хранили яд для подмешивания в пищу или напитки во время застолий. Были ли жертвы у этого перстня неизвестно. Он поступил в Эрмитаж в 1951 году из Гохрана.

.

Перстень двойной. Он же обручальное кольцо. Южная Германия. XVII век.

Состоит из двух частей, одно украшено рубином, другое сапфиром. Кольца плотно соединяются. При раскрытии можно прочесть надпись: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучит» (От Марка, гл.10 стих 9).

.

Письменный прибор в виде паровоза. Фирма «Сазиков», СПб. 1871.

В паровом котле спрятаны перья, в трубах – чернильница и песочница. Игрушка имела символическое значение – паровоз серии 0-4-0 производился для Николаевской железной дороги. Возможно, прибором и не пользовались по прямому назначению (т.е. для письма).

.

Табакерка с портретными миниатюрами. Мастер Иоганн Готлиб Шарф. Россия. 1778.

Принадлежала Екатерине II. На крышке портрет Алексей Орлова – эмаль выполнена под камею. Если нажать на Орлова, то он откроет под собой портрет другого фаворита императрицы. Предположительно, Ивана Римского-Корсакова. Екатерина называла его «Пирр, царь Эпирский». Но могут быть и другие претенденты из длинного списка фаворитов. Говорят, Екатерина, страдала нимфоманией.

.

Мушечница. Западная Европа. XVIII век.

В ней хранили «мушек», сделанных из бархата, безопасный органический клей, которым их крепили на лицо и кисточку, которой это проделывали. Именно кисточки самая большая редкость, они быстро изнашивались. Мушка на лбу означала «неприступная», на щеке – «игривая», в уголке глаза – «страстная», в уголке рта – «любительница поцелуев».  И так далее. Сочетание двух мушек разных размеров давало десятки образов этого языка галантного века.

.

Музыкальная шкатулка. Швейцария. Начало XIX века. Мастер Джейкоб Фризар.

Когда коробочка открывалась, появлялись часы и портрет молодого мужчины. Дерево, на котором сидит птичка, принимало вертикальное положение. При заведении ключиком механизма, ничего не происходит. Надо нажать на один из пяти шариков, украшающих ограду.

Шкатулка была свадебным подарком. Но поступила в Эрмитаж из Гохрана в 1951 году. Поэтому, кто были молодожены, неизвестно.

.

«Глаз», «Губы», «Мужская и женская руки». Миниатюры. Западная Европа. Начало XIX века.

Использовались для интимной переписки. Моду на такие сюрпризы ввел будущий английский король Георг IV, когда закрутил роман с Марией Фитцгерберт, явной неровней.

Вадим Шувалов