Зачем идти в Эрмитаж смотреть рисунки

Все дело в том, какие рисунки. В новой Галерее графики представлены 72 работы мастеров старонидерландской школы, они созданы с 1430-х годов до 1580-х. В мире сохранилось всего около 600 рисунков «старых голландцев» XV века: от нескольких десятков художников по 8-9 работ. Из них 12 находятся в Эрмитаже, некоторые экспонируются сейчас.

С XVI веком дело обстоит лучше, их сохранилось намного больше.  Недавно установлено авторство Мартена ван Хемскерка двух рисунков «Вид руин Колизея» и «Тайная вечеря» – эскиз несохранившейся картины.

По словам Алексея Ларионова, куратора выставки, ведущего научного сотрудника Отдела западноевропейского изобразительного искусства, он постарался отобрать красивые рисунки, которые будут интересны одновременно специалистам, коллекционерам, и посетителям музея, которым имена авторов ничего не говорят.

Выбор куратора

Ян Госсарт, прозванный Мабюзе. Мужской портрет.  Около 1530. Кисть сажей по тонированной бумаге. Возможно, автопортрет.

.

Ханс Бол «Аллегория зимы» из цикла «Времена года». 1579. Рисунок, в том числе знаки зодиака, надо рассматривать справа налево, так как он предназначался для гравирования.

.

Франс Поурбус Старший. Портрет Франса Флориса. Около 1570 года. Единственный подписной лист художника, изобразившего своего учителя. Из связывали дружеские и родственные отношения: Поурбус был женат на племяннице Флориса. Позже с рисунка делали гравюры. Но они слабее, сравните с листом Йоханеса Вирикса 1572 года.

.

Выбор «Города 812»

Мастер легенды о святой Екатерине. «Голова пожилого мужчины». Около 1490. Серебряный карандаш (на птичье перо одевали тончайший серебряный наконечник, который оставлял тонкий след, но поправить его невозможно). Значок «П» с короной, показывает, что при Павле I рисунок инвентаризовали, но как все другие произведения с этим знаком оно находилось в собрании Екатерины II.

.

Рогир ван дер Вейден, круг. «Мастерская резчиков по дереву». Середина 1440-х годов. Редчайшее для XV века изображение работы скульпторов того времени.  Форма рисунка наводит на мысль, что это эскиз резного украшения для мизерикордии – деревянной полочки на откинутом сидении церковной скамьи, позволявшей присаживаться во время долгой церковной службы. Сюжеты для мизерикордий имели светский характер – повседневная жизнь, фольклор, античные истории. В данном случае художник, вероятно, выполнял заказ скульптора, который стремился подчеркнуть достоинства своего искусства.

Ян Сварт ван Гронинген. «Поклонение волхвов». 1530-е годы. Художник ориентировался на итальянские образцы. Об этом говорить роскошная архитектурная декорация и изображение движущихся фигур в ракурсах.  Создавался как самостоятельное произведения для продажи.

Выставка работает по 28 января 2024. Галерея графики находится в Зимнем дворце.

Вадим Шувалов


Теги: