С одной стороны, Николай Лапшин (1891-1942) – классик, имя, которое коллекционеры русского искусства первой половины ХХ века произносят только с придыханием. Он был знаком со всем русским авангардом – Ларионов, Гончарова, Татлин, Ермолаева, братья Зданевичи… С некоторыми сотрудничал в разных проектах, работал в знаменитом МХК – Музее художественной культуры, созданном Малевичем.
Участвовал в выставках лучистов, футуристов, примитивистов, был арт-директором детских журналов «Еж» и «Чиж», получил золотую медаль за эскиз сервиза на Парижской выставке прикладного искусства и художественной промышленности (1925).
Но еще в молодости увидев картины Альбера Марке, оставался верен городскому пейзажу. Перед войной вместе с Владимиром Власовым, Владимиром Гринбергом и Александром Ведерниковым (позже их всех назовут школой ленинградских акварелистов) преподавал в художественной студии Дома архитектора.
В 1940 – начале 1941 годов Лапшин тяжело заболел, инфаркт потеря зрения. Ленинградская блокада не оставила ему никаких шансов.
Акварели Лапшина постоянно участвуют в разных выставках – про Ленинград, про акварель, про социализм и про много чего еще. Но персональных выставок Лапшина в Петербурге не было совсем. Были две в Ленинграде – в оттепельном 1956-м и перестроечном 1989-м. Потом в 2005 году известный московский галерист Ильдар Галеев показал Лапшина в столице. И все, и это с другой стороны.
Нынешний показ – это, за небольшим исключением, папка акварелей, сейчас принадлежащая KGallery. Многие выполнены на обоих сторонах листа бумаги, иными словами, не предназначались для показа. Но тем особенно интересны.
Выбор «Города 812»
На Стрелке Васильевского острова.
Красно-коричневая Ростральная колонна, серый силуэт Петропавловского собора и два морячка в брюках, расклешенных ветром. Идеально по цвету.
Александровский сад.
Выше всех – Адмиралтейство, потом – статуя «Флора Фарнезская», гармонично завершает диагональ мужичок в кепке.
Исаакиевская площадь. Зимний вечер.
Изысканное сочетание сиреневого полумрака и оранжевых огней. Такого в этом городе не бывает? А уроки Марке?
Мойка. Солнечный день.
Гимн Марке, чистые цвета и портрет дома ЛОСХа, в котором Лапшин состоял со времени основания. И жил напротив, откуда пейзаж и нарисован.
Петропавловская крепость.
Серая вода Невы, серая крепость, черные – буксир с баржей, черные прохожие. Нужен акцент и Лапшин оставляет не закрашенным центр белого листа. Он держит всю композицию. Высший пилотаж.
Новая Голландия (эта акварель на заставке к тексту).
Лапшин умышлено искажает перспективу, чтобы показать значимость арки – она главная в этом ансамбле. Здесь мужичок, скорее, для масштаба.
Вадим Шувалов