На Исаакиевской площади, 1 открылась давно задуманная (и с интересом ожидавшаяся) выставка «Первая позиция. Русский балет». Кураторы – Анна Ялова, на днях утвержденная директором ЦВЗ «Манеж», и Агния Стерлигова, известный музейный дизайнер, часто работающая в Петербурге на разных проектах, в частности она создавала «Линию Рафаэля» в Эрмитаже и персоналию корейской художницы Ли Бул в том же Манеже.
Собраны почти одна тысяча экспонатов из сорока музеев России, в том числе картины Михаила Врубеля и Зинаиды Серебряковой, пуанты (туфли) Матильды Кшесинской, и пачка (костюм) Галины Улановой для балетной миниатюры «Умирающий лебедь», личные вещи композиторов, балетных педагогов и т.д.
При таком количестве предметов, зрительская ценность каждого, если вы, конечно, не балетоман, неизбежно нивелируется. Зато для фанатов русского балета только возрастает.
Важно другое – для всех нефанатов этот проект показывает: красивый праздник, видимый, что из партера, что с верховьев галерки, результат неимоверно тяжелого труда. Умом все мы это понимаем и знаем. Но когда видишь диаграмму мышечных усилий балерины (ее вес точно указан – 48 кг), делающей «разгибание в суставах поясничного отдела позвоночника», то мурашки пробегают по коже.
Выставка так и построена. На первом этаже Манежа – праздники, на втором – суровые будни и немного про костюмы. Сначала история русского балета от царя Алексея Михайловича до Николая II.
Правление Александра I (1801–1825). Балет этого времени можно сравнить с диагональю brisé – когда балерина на относительно низком прыжке преодолевает сцену, ее ноги при этом совершают легкие заноски, создавая иллюзию стремительного полета.
Правление Николая I (1825–1855). Дух эпохи Николая I в балете отражает grand battemet jeté, когда натянутая до предела нога поднимается вверх из пятой позиции и возвращается обратно в ритме марша.
Правление Александра II (1855–1881). В классическом танце есть вращение, которое напоминает это время – tours chaînés. Ноги исполнителя плотно прижаты друг к другу, однако за счет едва заметных шажков происходит движение. При достаточно высокой скорости эти вращения могут напоминать вихрь.
Правление Александра III (1881–1894). Время Александра III можно сравнить с серий glissade jeté во II arabesque, позволяющих исполнителю стремительно пересекать сцену, создавая эффект воздушности и непринужденности.
Правление Николая II (1894–1917). Эпоха балета при Николае II – это время вращения на одном месте. Знаменитых 32 tours fouettés. Именно это вращение в полной мере покажет себя в «Русских сезонах».
В отдельной небольшой комнате «18+» представлены фотографии балерин, сделанных в начале ХХ века художником и фотографом Альфредом Эберлингом. Они хранятся в частном собрании, многие не опубликованы.
Затем, что естественно, подробно показаны «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Без них никак – русский балет, каким мы его знаем сейчас, родом из дягилевской антрепризы.
Раздел «Советский балет» пунктирен, но главные имена – Федор Лопухов, Галина Уланова, Майя Плисецкая – названы и показаны с помощью снимков и видео.
Второй этаж начинается со стендов про знаменитого педагога Агриппину Ваганову, а также все объясняют про первую, третью и прочие позиции. Тут же установлены зеркала и балетные «станки». Но чтобы у излишне самонадеянных отроков и отроковиц не возникло непреодолимого желания попробовать себя в разных позициях, зеркала перемежаются видеоэкранами, где показаны репетиции профи.
Дальше идет то самое «разгибание в суставах» и как отдохновение выход в пространство «Костюмерный цех», где много костюмов из разных балетов.
Хорош финал выставки – «Лаборатория «Лебединого озера», где показаны фрагменты восьми постановок знаменитого балета Петра Чайковского. Их разделяют ровно 100 лет. Мариус Петипа и Лев Иванов создали свой спектакль в 1895 году на сцене Мариинского театра. Британский хореограф Мэтью Борн поставил свое «Лебединое озеро» в 1995 году в Лондоне на сцене театра «Сэндерс Уэллс». Там все партии исполняли мужчины.
Выставка работает по 21 мая.
Вадим Шувалов