Зачем идти в Меншиковский дворец? На Брейгелей!

В Меншиковский дворец надо идти, чтобы увидеть 28 картин Питера Брегеля-младшего и его современников из частной московской коллекции Валерии и Константина Мауергауз. Произведения покупались в последние 20 лет на аукционах, в галереях, у коллекционеров.

Фламандские художники в начале XVII века работали на массового зрителя, изображали сцены крестьянского быта, адаптировали библейские сюжеты, иллюстрировали местный фольклор. Интерес к этим живописцам то рос, то угасал. Сейчас они в большой моде.

.

Выбор «Города 812»

.

Питер Брейгель-младший. Крестьянский свадебный танец. 1610.

Ироничная вещь. На дальнем плане изображена невеста, которая вместе с родственниками считает деньги, полученные в виде подарков. Жених вообще не просматривается. Художника больше занимает передний план с танцующей парой. Мужчина то ли демонстрирует свои достоинства, то ли художник показывает несовершенство его одежды. Возможно и то, и другое.

.

Питер Брейгель-младший. Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов). 1616.

Карикатура на день сбора налогов. Неграмотные крестьяне сначала излагают свои нужды клерку (изображен справа), а затем, вооружившись взятками, следуют… дальше мнения историков искусства расходятся. То ли к юристу, который оценит правильность составления бумаги. То ли к самому сборщику налогов. Для сатиры уместно и то, и другое.

.

Питер Брейгель-младший. Добрый пастырь. 1616.  Аллегория. Пастух, спасающий от волка стадо овец, никто иной как Хендрик ван Бреденроде, нидерландский аристократ, боровшийся против испанских завоевателей. В начале 1920-х годов картина принадлежала Николаю Рериху.

.

Питер Брейгель-младший. Крестьянский праздник. 1610-е.

Хороши шуточные бои. Женщины разнимают. А также мужчина, которые карабкается по полосатому столбу, чтобы добыть жареного петуха.

.

Питер Брейгель-младший. Богач и льстецы. 1592.

Раннее произведение художника, но одно из самых известных. Представители разных сословий лезут в задницу богатею, чтобы получить его расположение, в итоге – доступ к деньгам. А монеты находятся совсем в другом месте.

.

Ян Брейгель-старший. Зимний пейзаж с ловушкой для птиц. 1600.

Ловушка – справа, как птичка не прыгает, она в нее попадет. Но художника больше интересует замерзшая река с людьми на коньках. Это аллегория человеческой жизни, которая тоже конечна. Иногда как ловушка.

.

Если кто не знает, дворец Меншикова – филиал Эрмитажа. Брейгелей показывают по 29 августа.

Вадим Шувалов