Зачем идти в Мраморный дворец смотреть на неофициальное позднесоветское искусство

В Мраморном дворце открылась выставка «Параллельные вселенные. От Абстракции к артефакту». Русский музей второй раз сотрудничает с Наталией Опалевой, московской бизнесвумен и коллекционером неофициального искусства позднесоветского времени.

В прошлом году была показана выставка из собрания Музея AZ, который она создала, где является владельцем и генеральным директором. «Город 812» об этом проекте рассказывал.

На этот раз представлено личное собрание Опалевой (разумеется, не все, а лучшими произведениями). Это, как выяснилось, отдельное от Музея AZ собрание, что только помогает в создании выставочных проектов.

Опалева начала собирать искусство всего 20 лет назад, когда советский андеграунд не только стал историей. В 1991 году он был подробно показан на эпохальной выставке «Другое искусство» (в Москве – в полном, в Петербурге – в сильно сокращенном варианте). Тогда было представление, что лучшее из этого искусства давно покинуло пределы страны, а в годы перестройки оставшееся подобрали государственные музеи. Новые российские коллекционеры предпочли собирать новое искусство, которое создавалось на их глазах.

Теперь выяснилось, что коллекцию хорошего уровня можно собрать и сейчас. В одном из интервью Опалева заметила, что в самом начале пути опытные люди настоятельно советовали научится себя ограничивать. Она выбрала абстрактное, точнее, не фигуративное искусство. Но никаких поп-артов, соц-артов и их изводов.

Со времени показа «Другого искусства» подросло три поколения новых зрителей.  Для многих из них имена большинства участников выставки «Параллельные вселенные» мало что, а то и совсем ничего, не говорят. Между тем, абсолютное большинство –   заметные фигуры в русском искусстве второй половины ХХ века. Любому, кто интересуется визуальными искусствами, полезно составить об их творчестве собственное представление.

Редкий случай, когда Русский музей предоставил сторонней, в данном случае, московской, команде полностью отобрать произведения и выстроить выставочный дизайн (Анатолий Голышев). И на это тоже любопытно посмотреть.

Семь залов анфилады третьего, в прошлом служебного, этажа Мраморного дворца, москвичи оживили оранжевой аркадой. На каждой арке крупно выбиты имена художников, представленных в данном зале. И как ни странно, это не мешает смотреть картины. Паркетные полы застелены мягким серым ковролином. В двух залах установлены красные переборки, чтобы уместить необходимые произведения.  И они тоже не раздражают.  Кстати, всего на выставке показаны 222 произведения 36 художников.

Такое большое количество авторов требовало выстраивания диалогов, которые будут интересны публике. Из того, что запомнилось сразу – пары, размещенные в одном из залов: Анатолий Зверев – Евгений Рухин, Элий Белютин – Вячеслав Колейчук, Оскар Рабин – Вадим Сидур, Юрий-Злотников – Игорь Шелковский.

Впрочем, публика вправе выстаивать свои рифмы из произведений, находящихся как в одном, так и в разных залах.

.

Выбор «Города 812»

Лев Кропивницкий. «На той неделе. Семь черных понедельников». 1991

.

Евгений Рухин. «Без названия». 1970-е

.

Леонид Пурыгин. «Космично наше блаженство…». 1988

 

Выставка работает по 29 мая.  

 

Вадим Шувалов