В Музей истории религии открылась выставка «Гранд-тур. История большого путешествия». 60 предметов, которые в XVIII– начале XIX веков назывались «сувенирами, привезенными из путешествий», а сейчас по праву величают произведениями искусства.
Целей посещения может быть две. Первая – рассматривать изящные гравюры с видами Рима, Венеции и других европейских городов, которые входили в программу Гранд-тура. Замечателен офорт «Перспективный план Рима» Матеуса Мериана Старшего, отпечатанный в 1638 году во Франкфурте-на-Майне.
В таком проекте, конечно, нельзя обойтись без произведений Джованни Батиста Пиранези. Его «Виды Рима» включали 135 офортов. На выставке показан «Внутренний вид Пантеона», отпечатанный между 1768 и 1810 годами.
Вторая цель – посмотреть произведения, которые принадлежали известным русским гранд-туристам. Четыре картины входили в собрание Николая Юсупова Старшего (1750 – 1830), который впервые посетил Италию в возрасте 26 лет, потом еще ездил туда дважды. Пушкин застал старика Юсупова, одного из лучших коллекционеров своего времени, посвятил ему большое стихотворение «К вельможе», где есть такая строка «Беспечно окружась Корреджием…».
На самом деле, у Юсупова был только один подлинник Корреджо (Антонио Аллегри) – это «Женский портрет» (1518-1519), который сейчас находится в Эрмитаже, и это лучший Корреджо в собрании музея. Но у Юсупова еще были копии, выполненные современными ему художниками, в частности «Мадонна с Младенцем и святыми…», созданная неизвестным мастером.
«Молящаяся Мадонну» со скрещенными на груди руками принадлежит кисти художника XVII века Франческо Альбани. Юсупов купил ее в 1811 году в Париже на аукционе по продаже собрания Жана-Батиста Лебрена, французского художника и коллекционера. Атрибуция принадлежит Татьяне Виноградовой, хранителю западноевропейской коллекции Музея история религии. Она пояснила, что сохранились описи юсуповской коллекции, но в них далеко не всегда указано имя художника.
«Молящаяся Мадонна» с молитвенно сложенными руками создана в XVII веке в кругу Гвидо Рени.
«Мадонна с младенцем, читающая книгу» – картина Гверчино (Кривой), которая прозвали так современники из-за косоглазия, что не мешало художнику качественно работать и стать лидером болонской школы XVII века. По мнению Виноградовой, это лучшая картина на выставке.
Картина «Христос в Эммаусе» принадлежала Павлу Вяземскому, дипломату, сыну известного поэта Петра Вяземского. Она создана последователем Франческо Басано в конце XVI века. Кстати, Музей истории религии готовит каталог произведений, которые происходят из собрания Вяземского. У него было много редких немецких «примитивов».
Резная из дерева «Мадонна с Младенцем» – копия с картины Джованни Беллини принадлежала известному поэту КР (Константину Романову). Вероятно, он приобрел ее в Венеции.
Выбор «Город 812»
На выставке показаны еще несколько любопытных произведений.
Картина «Поклонение младенцу Христу» создана в 1550-е годы. До 1854 года она находилась в собрании Эрмитажа. 1834-м ее перевел с дерева на холст реставратор Андрей Митрохин. Летом 2024 года в Эрмитаже состоялась специальная выставка, посвященная этому мастеру, владевшему сложной и рискованной техникой перевода. Теперь ее не используют.
«Вид церкви Санта Мария Салюте» в Венеции создана художницей середины XIX века Каролиной Скьявоне. О ней мало что известно, хотя семейство художников Скьявоне работало для русского двора. Петр Вяземский пользовался услугами Феличе, отца художницы, во время походов по галереям Венеции.
Бюст царя Менелая. Бронза XIX век. Тонкий намек на толстые обстоятельства. Бюст – копия части античной скульптурной группы. От нее остался только небольшой фрагмент мужского торса, прозванный «Пасквино» в самом начале XVI века. Торс находится на римской улице. К пьедесталу, еще 500 лет назад стали
приклеивать листовки сомнительного содержания. Оттуда возникло слова «пасквиль».
Выставка продлится до 20 января 2025 года.
Борис Вадимов