Первые гастроли в Петербурге московского частного музея AZ, созданного семь лет назад. Его владелица – Наталия Опалева двадцать лет собирает художников-нонконформистов. Начинала с произведений Анатолия Зверева (1931-1986). Постепенно круг интересов расширился до сотни художников, которых сейчас принято называть «другим искусством».
Проект ЛЛМ построен по тому же принципу: 1+20. Зверев и еще двадцать художников. Только портреты (рисунки и картины маслом), в основном созданные в 1960-х –1980-х годах. Всего девяносто произведений, примерно поровну Зверева и всех остальных. За Лица отвечает Зверев, за Лики – Глеб Богомолов, кстати, единственный петербуржец в этом проекте, за Морды – Олег Целков.
Отвечая на вопрос «Города 812» о провенансе работ Зверева, Опалева пояснила, что ее коллекция происходит из двух проверенных источников. Первый – семьи собирателей, которые были лично знакомы со Зверевым, приобретали его работы из первых рук. Второй источник – дар Алики Костаки, дочери знаменитого коллекционера русского искусства ХХ века Георгия Костаки (1913-1990). Долгое время он был другом первым покупателем и продюсером Зверева. Как известно, Костаки вынужден был уехать из СССР. Это произошло в 1977 году. По требованию властей, оставив советским музеям основную часть своего собрания. Но Зверева вывез.
Когда в 2012 году Алики Костаки узнала о планах создать музей AZ, она подарила для него 600 работ Зверева. В основном ранние работы 1950-х – 1970-х годов. В том числе, серию автопортретов черной тушью, которые показаны в ЛЛМ.
.
Выбор «Города 812»
.
Автопортреты Анатолия Зверева 1950-х – 1970-х годов. Никаких красивостей, экспрессионизма и мифов об умении рисовать шваброй. Твердая рука художника-графика. Позже это умение поможет Звереву иллюстрировать петербургские повести Гоголя.
.
Две «Морды» Олега Целкова – «Срезанное лицо» (2002) – в тему выставки и «Маска, стрекоза и драпировка» (1977) – одна из самых знаменитых картин раннего периода.
.
Леонид Пурыгин. «Автопортрет в парадной форме генералиссимуса» (1989). Этот художник, работавший на тонкой грани псевдолубка и аутсайдер-арта, прожил 44 года. Сейчас его имя подзабыто.
.
Эдуард Штейнберг. «Автопортрет» (1961). Невинная работа в будущем геометрического абстракциониста.
.
Анатолий Зверев. Портрет Дмитрия Краснопевцева (1961). Изящного изображения мастера изысканного метафизического натюрморта, любимого художника Святослава Рихтера.
.
Анатолий Зверев. Портрет Владимира Немухина (1968). Экспрессивная абстракция в духе творчества персонажа.
.
Владимир Яковлев. Мужской портрет (1965). Редкий пример модильяниевского следа в работах этого истового экспрессиониста.
.
Если все звезды сойдутся нужным образом, то в ноябре 2022 года в Русском музее состоится большая выставка из собрания Наталии Опалевой. Там будет не только и не столько Зверев.
Вадим Шувалов