Зачем музеи делятся коллекциями

В ГМЗ «Гатчина» состоялась передача произведений искусства из ГМЗ «Царское Село». «Реституции быть не должно» – заявил Василий Панкратов, директор «Гатчины». «Музейщики общими усилиями возрождают все пригородные заповедники» – поддержала его Ольга Таратынова, директор «Царского Села». Оба руководителя сообщили «Городу 812» про важность этого момента и согласились, что 1 февраля отныне можно считать днем российских музеев (18 мая – Международный день музеев).

 

Большинство руководителей музеев выступают категорически против межмузейной реституции. В советские времена коллекции из одного музея по разным причинам передавались в другой, но требования вернуть все обратно и сделать, как было, музейщики считают неэтичными и неконструктивными – тут-то музейному миру и наступит конец.

Что  собственно произошло сейчас? «Царское Село» передало «Гатчине» 19 предметов. Абсолютный хит – мраморный барельеф Екатерины II работы итальянского скульптора XVIII века Джованни Антонио Чибеи с портрета кисти Федора Рокотова. Существует предположение, что когда Григорий Орлов, фаворит Екатерины II, строил Большой Гатчинский дворец, то архитектору Антонио Ринальди было приказано спроектировать один из залов для размещения барельефа. Павел – следующий владелец дворца, матушку недолюбливал и убрал барельеф. Но потом Мария Федоровна, вдова Павла сделала зал своей Туалетной и вернула мрамор на законное место. И там барельеф благополучно прожил до 1941 года и даже  попал в эвакуационные списки.

После войны все, что удалось спасти из разрушенных пригородных дворцов, собрали в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда. Оттуда предметы распределяли не по первоначальной принадлежности и даже не всегда в пригороды. Гатчинский дворец до 1975 года и не думали возвращать в музейное лоно.

Барельеф достался «Царскому Селу», откуда три года назад был передан в Гатчину на временное хранение в отреставрированную Туалетную. Теперь – на постоянное.

Еще три предмета бронзовые скульптуры со сценами охоты – «Лисинский медведь», «Шотландский охотник с убитой лисицей в руках» и «Бегущий охотник с собаками» скульпторов анималистов второй половины XIX века Николая Либериха, Пьера-Жюля Мэна и неизвестного автора предаются на временное хранение. Они до войны входили в коллекцию «Гатчины».

Еще 15 предметов, среди них – напольные часы (Великобритания, вторая половина XVIII века), шесть металлических подсвечников и чернильный прибор (Россия, конец XIX века). Это не исторические, а благоприобретенные «Царским Селом» предметы. Вместе с бронзами они помогут «Гатчине» обставить Арсенальный зал площадью 600 кв. метров. Он отреставрирован, открытие для публики намечено на весну.

Как сообщила Ольга Таратынова, в «Царском Селе» знают про 431 предмет, распределенный после войны по десятку музеев – Суздаль, Новгород Великий, и т.д.  Что-то попало в посольство СССР в Китае. Панкратов назвал Тверской музей владельцем гатчинского предмета. Оба директора не стали вдаваться в подробности, подчеркнув, что переговоры с коллегами, а тем более, с дипломатами – вещь очень деликатная. И не бывает стандартных решений.

Научные сотрудники музеев рассказали Городу812, что «Царское Село» договорилось с новгородским музеем о возвращении бронзовой с хрусталем люстры из рабочего кабинета Николая II в Александровском дворце. В «обмен» министерство культуры оплатит реставрацию двух новгородских икон в Центре имени Грабаря.

В Тверь попало кресло конца XVIII века из Овальной комнаты за Чесменской галерей Гатчинского дворца. Его обменяют на аналогичное кресло, благоприобретенное в 1980-е годы, когда началось восстановление «Гатчины».

Когда-то Гатчину называли пригородным Эрмитажем. Количественно ее сокровища на 1941 год оцениваются в 50 тысяч предметов. Эвакуировано было 16 тысяч, если учесть в каких условиях это происходило, то результат героический. Около 8 тысяч, в том числе 900 – из «Царского Села» вернулись с момента возрождения музея.

По некоторым, как двум портретным шпалерам, которые хранятся в Русском музее, гатчинцы надеются на переговоры о предоставлении на временное хранение. Много сложнее с гобеленами на темы «Дон Кихота» Сервантеса. В Малиновой гостиной Гатчинского дворца находится «Высадка Санчо Пансо на остров Бараторио». В «Павловске» – «Дама служит Дон Кихоту» и «Дон Кихот разговаривает с очарованной головой». Эти два гобелена исторически гатчинские, но в «Павловске» находились погибшие работы из той же серии. Пополнить один музей, опустошив постоянную экспозицию другого, в «Гатчине» считают неприемлемым.

Заодно мне рассказали, что в Вавельском замке в Кракове находятся шпалеры, купленные для Гатчины Екатериной II. В 1921 году после окончания советско-польской войны по Рижскому договору большевики обязались вернуть Польше культурные ценности, вывезенные из Царства Польского, начиная с 1 января 1772 года. Шпалеры оказались в их числе.

Вадим Шувалов