Зачем петербургскую промышленность решили переместить в джунгли Вьетнама?

Была когда-то в Петербурге такая программа – вывод промышленных предприятий за черту города. Даже начала работать. Вывели пару заводов. Но несерьезно. Мелкая была программа. Не масштабная. И ее решили расширять. На прошлой неделе Комитет по внешним связям объявил о том, что уже в 2009 году стартует программа вывода петербургских предприятий во Вьетнам.

В результате переговоров, которые вел Комитет по внешним связям, правительство Вьетнама объявило, что готово давать нашим предприятиям льготы по налогам первые 5 лет, а также предоставить землю под строительство одной или даже нескольких промзон специально для питерских заводов и на очень выгодных условиях – от земли с инфраструктурой во вьетнамском понимании этого слова по цене $12/кв. м до вообще бесплатной земли в джунглях.

На самом деле петербургские предприятия уже есть во Вьетнаме, только они пока развивались не в рамках каких-либо программ, по частной инициативе и почти без поддержки государства.

Так, в этом году российский разработчик программного обеспечения компания Luxoft открыла центр разработки во вьетнамском городе Хошимин (бывший Сайгон). Пока на предприятии работают 50 человек, но в 2009 году их число собираются довести до 200 – 300. Главная причина – дефицит программистов в Петербурге и в Москве. Как следствие – неоправданный рост зарплат. По прикидкам предприятия каждый вьетнамский программист будет давать ему продукцию на $25 – 30 тыс. в год, а обойдется примерно в $9 тыс. по зарплате плюс затраты на аренду площадей. На самом деле, привлечение высококвалифицированных вьетнамских специалистов – еще не самый выгодный вариант. При использовании низкоквалифицированных маржа будет побольше – средняя зарплата на промышленных предприятиях Петербурга – около $800, во Вьетнаме – $100. Даже Китай в этом плане проигрывает – там средняя зарплата рабочего – $150 – 160.

Но дело, конечно, не в зарплатах, а в благодарности. В 70-е и 80-е годы на петербургских предприятиях работало несколько тысяч вьетнамцев. На текстильном комбинате им.Тельмана, где я одно время работал преподавателем класса гитары, до 80% рабочего персонала составляли вьетнамские девушки. Они, кстати, и на гитарах неплохо играли. Эти люди принесли в Петербург уникальные элементы своей культуры: вьетнамское общежитие можно было распознать за несколько километров по неповторимому запаху жареной селедки. Благодаря им Ленинград стал экономически и культурно развитым городом. Настал момент рассчитаться за братскую помощь Вьетнама хотя бы предоставлением рабочих мест. В этом смысл программы.

Уже в конце октября на встрече с президентом Вьетнама Нгуен Минь Чиетом петербургский губернатор Валентина Ма Твиен Ко (так представила ее газета “Нян зан”, центральный орган Компартии Вьетнама) заявила, что ряд петербургских предприятий заинтересован в создании промзоны в пригородах Хошимина, и заявила, что “у предприятий и научно-исследовательских учреждений Петербурга имеются прикладные разработки, которые могут быть использованы во Вьетнаме”.

Собственно, никто во Вьетнаме в этом и не сомневается со времен вьетнамской войны. Но сейчас речь идет уже не только о самолетах и вертолетах. Среди 8 предприятий, которые собираются строить филиалы во Вьетнаме – завод “Звезда”, лидер российского дизелестроения, компания “Петролес”, лидер межкомнатного дверестроения, и другие лидеры. В марте правительство Петербурга завершит отбор первой пачки предприятий, которые не посрамят Петербург на чужбине, а в апреле начнет отбирать земельные участки. Вьетнамская общественность встревожена, но еще больше встревожены российские туристы – если изначально речь шла о пригородах Хошимина, которых совершенно не жалко (я там был прошлой осенью – сплошной хламовник), то теперь говорят и о девственно чистых вьетнамских джунглях, где произрастает кофе и резвятся крокодилы. Кофе жалко. Кофе во Вьетнаме очень вкусный.

Кстати, руководство завода “Звезда” сообщило, что собирается создавать во Вьетнаме не только производство, но и сервисный центр для обслуживания судовых двигателей местного флота. Наверное, имеются в виду российские подводные лодки.

Алексей Орешкин