В Петербурге собираются построить гигантское колесо обозрения, которое станет вторым по высоте в мире после Дубайского. Горожане могут проголосовать за место установки колеса на сайте Комитета по инвестициям до конца июня. Куда ж его поставить? – удивились совместно «Город 812» и губернатор Георгий Полтавченко.
Проект высотного колеса обозрения стал хитом петербургского павильона на Петербургском международном экономическом форуме. Ежегодно на ПМЭФ проходит выставка городских инвестпроектов, в этом году их было представлено 28 штук. Но лишь макет гигантского колеса вызвал эмоцию удивления у губернатора Полтавченко.
– Где ж мы его поставим? – вскинул брови градоначальник, осмотрев крутящуюся модель аттракциона.
Высота колеса, согласно проекту, составит 170 метров, вокруг расположатся гостиница на 150 номеров уровня 3–4 звезды, торговый комплекс и некое «креативное пространство». Для всего этого потребуется участок в 3,2 гектара.
На вопрос губернатора ответила глава Комитета по инвестициям Ирина Бабюк. По ее словам, сейчас рассматриваются четыре варианта размещения аттракциона: в историческом центре, в парке 300-летия, в любой части берега Невы и где-нибудь на окраине. Самое подходящее место должны выбрать голосованием горожане. Голосование уже идет на сайте Комитета по инвестициям, оно началось 31 мая и продлится месяц. По словам Бабюк, пока большинство петербуржцев отдали свои голоса за парк 300-летия. Губернатор только хмыкнул в ответ.
Проект реализует группа инвесторов, куда входят компания NAI Becar и кинокомпания «Союз Маринс Групп». Как рассказала «Городу 812» Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами NAI Becar, идея строительства гигантского колеса родилась из внутреннего проекта компании, «когда надо было найти что-то, что есть на Западе и показывает там хорошие коммерческие результаты, но чего нет в Петербурге».
– Я съездила в Лондон и вдохновилась, увидев, что на берегу реки туманного города стоит колесо «Лондонский глаз», являющееся успешным коммерческим объектом. Мы решили, что было бы хорошо и у нас такое сделать. В Лондоне колесо сначала ставили как временное. Все думали, что оно не будет сочетаться с образом города, но теперь оно стало одним из его символов, – объясняет Ольга Шарыгина.
По ее словам, высотных колес в мире чуть больше десятка. Самые большие – в Лас-Вегасе (168 м), в Сингапуре (163 м), в Лондоне (135 м). Петербургское могло бы стать самым высоким на планете, но не успеет: в Дубае в 2018 году откроется колесо высотой в 210 метров.
Чтобы возвести колесо в Петербурге, потребуется 3–4 года. За техническую часть – проектирование, изготовление, монтаж – и эксплуатацию отвечает кинокомпания «Союз Маринс Групп». По словам Андрея Никифорова, директора по развитию активов, аттракционы для компании – направление новое . Сложных высотных конструкций вроде гигантского колеса она никогда не строила. Но недавно кинокомпания возвела колесо обозрения в торговом центре в Екатеринбурге (55 метров диаметром) и возводит еще два – по 35 и 50 метров – в Пензе и Челябинске.
Петербургское колесо будет работать круглогодично и без перерывов. Кабинки зимой будут обогреваться, а летом охлаждаться. Полная загрузка аттракциона – 1080 человек, в одну кабинку поместятся 30 посетителей. На вопрос о безопасности круглогодичной эксплуатации и сильных питерских ветрах Андрей Никифоров ответил, что макет колеса сначала испытают в аэродинамической трубе. Поэтому оно выдержит любой шторм.
– Но даже самолеты не летают в шторм..
– Самолеты не прикреплены к земле! А дома в шторм стоят, – привел веские аргументы представитель кинокомпании Андрей Никифоров.
По его словам, общая стоимость проекта – 9,5 млрд рублей. Стоимость билетов (предварительная) на посещение аттракциона – 1000 рублей. Россиянам и пенсионерам – скидки. При этом колесо должно «само себе» генерировать туристический поток. Люди будут приезжать специально, чтобы прокатиться. По оптимистичному сценарию количество посетителей составит 10 миллионов человек ежегодно. Но в финансовой модели проекта заложена 30-процентная загрузка, то есть 3,6 млн человек в год. Исходя из того, что общее количество туристов, посетивших Петербург в 2016-м, составило порядка 7 миллионов, получается, что посетить колесо должен каждый второй турист, чья нога ступит на петербургскую землю. Это очень смелый финансовый план. Но инвесторы уверены, что все затраты окупятся за 6–10 лет.
Главный вопрос – куда поставить колесо и как согласовать его гигантскую высоту, чтобы она не нарушала небесной линии Петербурга, – инвесторы дипломатично обходят. Однако не похоже, чтобы им нравилась идея открыть аттракцион где-нибудь на окраине. По словам Ольги Шарыгиной, в Петербурге очень большой «серый пояс» – промышленные территории, находящиеся в «упадническом состоянии», но расположенные буквально в центре города. Они очень хорошо подходят для реализации проекта. Яркий пример – завод «Красный выборжец» на Свердловской набережной.
– Там из цехов вид – прямо на Неву. Завод работает, но не в полную силу, территория на набережной – практически вся под редевелопмент, – как бы намекает она на удачную площадку под проект. – Проект с точки зрения реализации – организационной и технической – непростой. Согласовать 170 метров будет сложно. Градозащитники очень нервно реагируют, но мы надеемся, что согласовать возможно, так как видим поддержку города. Практически каждое высотное сооружение в мире сопровождается дисбалансом в общественном мнении. Но он всегда проходит, как только это высотное сооружение начинает работать и становится символом города: Эйфелева башня, Венское колесо обозрения, «Лондонский глаз».
Да, говорит Шарыгина, похожий проект уже пытались реализовать в Петербурге лет десять назад. Но что-то пошло не так, и он не получился.
В голосовании «о колесе» на сайте Комитета по инвестициям приняли участие около 10 тысяч человек, оно еще продолжается. Примерно треть возражают против строительства колеса. Из тех, кто согласен, почти половина высказались за парк 300-летия. Меньше всего – за исторический центр.
Глава Комитета по инвестициям Ирина Бабюк, как всегда, полна оптимизма.
– Гипотетически проект может быть реализован там, где обычно в городах располагаются аналогичные объекты: либо в центре, либо на окраине. Главное, чтобы был хороший обзор. Посмотрим, какие площадки будут интересны, дальше примем решение. Если в историческом центре, то это, конечно, будет инновационно-революционное решение, – поделилась Ирина Бабюк с «Городом 812».
«Не представляю, где можно поставить такое колесо»
Андрей Мушкарев, глава Комитета по туризму:
– Я довольно скептически отношусь к появлению подобного колеса обозрения в Петербурге. Даже не представляю места, где можно его поставить, чтобы оттуда был виден центр и в то же время чтобы не пострадали небесная линия города и исторический центр, охраняемый ЮНЕСКО. Комитет, конечно, поддержит любое начинание, увеличивающее туристическую привлекательность , но, по-моему, проект очень сильно не проработан. В Лондоне, например, я был раз двадцать, но никогда у меня даже мысли не возникло прокатиться на «Лондон глаз».