Зачем путешественник Кетов хочет научить народы Севера летать?

Кругосветными путешествиями (вокруг планеты Земля) никого уже не удивишь. Их совершено множество. Первое в мире и первое в истории путешествие буквально вокруг земли, т.е. именно вокруг суши, по контуру всех континентов, кроме Австралии и Антарктиды, начал совершать 14 мая 1991 года петербургский художник Владислав Кетов. С тех пор пройдено 146 тысяч километров, оставшуюся часть – примерно 34 тыс. км, по северному побережью России, США и Канады и вокруг Дальнего Востока – Кетов надеется преодолеть в 2009 году. Заехав на несколько месяцев в Петербург, 59-летний путешественник рассказал, зачем и кому это нужно.

– Откуда взялась сама идея?

–  Мною двигает простое желание – совершить первое в истории путешествие вокруг земли. В 1983 году я неожиданно осознал, что кругосветок было и совершается несчетное количество, а вокруг земли, в смысле суши, по контуру континентов, никто еще не проходил. Пять лет я искал возможность застолбить идею, а в 1988 году зарегистрировал ее в советско-американском фонде,  патент под N 3101 датируется 30.09.1988.

– Это что – изобретение?

– Можно сказать и так. Но точнее – свидетельство на приоритет. Только можно что-то придумать, зафиксировать на бумаге и больше ничего не делать, у меня же вполне практический проект, и я его осуществляю. Мой маршрут даже рисовать на карте не нужно, это единственная линия, которая уже есть на любой, даже контурной карте мира. Вот по ней-то, оставляя море справа, я и отправился 14 мая 1991 года из Петербурга.  Двигаясь на велосипеде, за 1991 – 1993 годы  я обогнул всю Европу и Малую Азию до Израиля, в 93 – 95-м – Африку и Аравийский полуостров,  в 96 – 97-м – Азию, от Ирана до России, а в 1998 – 2000-м – обе Америки, кроме арктической части.  В 2005-м удалось добавить Скандинавию, а летом 2006-го – Аляску. За два сезона, 2007-й и 2008-й, преодолел около 2500 км по русскому Северу от Мурманска до Югорского шара. В общей сложности пройдено 90% маршрута.

– Так вы любитель экстрима.

–  Экстрим – это такая выдумка городского человека, игрушка. То, что у нас называется экстримом, – для поморов обычная жизнь. В Верхних Золотицах  вертолетная площадка, обеспечивающая основную связь с цивилизацией, и сам поселок находятся по разные стороны реки. Я начинал этап 2008 года из этого населенного пункта в начале  мая,  когда река еще наполовину подо льдом. Перебраться через реку мне помог  глава администрации поселка, который на лодке переправляется с берега на берег. Делается это так –  погрузились, несколько метров по открытой воде проплыли — дальше лед. С разгону на него въехали и, держась за лодку, толкаем ее — до следующей открытой воды… Они много лет просят вертолетную площадку на другой берег перенести. Но это никому, кроме них, не нужно –  местное начальство-то в это время в поселок не прилетает. Так все и остается.

– Из каких соображений каждый раз выбирается средство передвижения?

– Из рациональных.  Я стараюсь использовать наиболее экологически чистый способ передвижения, который позволяет двигаться в одиночку, наедине с природой и подходит для конкретной местности. Большая часть моего путешествия пройдена на велосипеде, но на Севере это нереально. Я прошел около 2000 км от Нижней Золотицы под Архангельском до полуострова Ямал, там огромное количество рек, через которые приходится переправляться, так что большая часть маршрута шла по воде – деревянными рыбацкими лодками “карбасами”, которыми пользуется местное население, на вездеходе с шинами низкого давления, на оленях, вертолете… 350 км прошел на своих двоих. Там такой берег, что идти можно только по узкой песчаной полосе отлива, во время отлива, соответственно. Причем нужно рассчитать, чтобы к тому моменту, когда начнется прилив, оказаться в том месте, где на береговой обрыв еще реально взобраться. Забрался – жди следующего отлива. Идти по верху почти невозможно: поздней весной и летом тундра – это наполовину открытая вода, наполовину болото. Летом по тундре пешком – это подвиг, а я не люблю совершать подвиги.

– За них медали дают.

– Необходимость в подвиге – чаще всего следствие чьей-то бестолковости или подлости. А зимой, в полярную ночь, для дальних путешествий слишком холодно и просто опасно. Места там удивительной красоты, встречи поджидают самые неожиданные. Так первые дни я шел по следу медведя, встречались тюлени, множество гусей, закат на Печоре потрясающий.

– И во все это вы добавляете изюминку бензинового выхлопа?

– К бензиновому двигателю на Севере отношусь терпимо, пробок там пока нет. К тому же я использую присадку, которая уменьшает выхлоп на 50%. Гусеничные вездеходы не использую никогда, они рвут тундру, а вот вездеход на шинах низкого давления почти не оставляет следа.

На велосипеде мне удалось объехать 4 материка, более 140 тыс. км. Это один из самых любимых способов.  В следующем сезоне, летом 2009-го, для прохождения Севера и Дальнего Востока намерен воспользоваться автожиром. В начале лета стартует перелет группы из 4 автожиров Москва – Камчатка. Я утвержден одним из пилотов. Этап от Москвы до Комсомольска-на-Амуре для меня будет тренировочным, а от Комсомольска-на-Амуре до Камчатки это уже мой маршрут. Затем по северу обратно к Мурманску.

– “Автоматический жир” – это что такое?

– Автожир – популярное в 30-е годы и почти забытое сейчас в России средство передвижения, изобретен в 1921 году испанским инженером Хуэном де ля Сиеврой. Понятно, что русское название надо бы найти другое, на Западе употребляют, кроме  autogiro, gyroplane и gyrocopter.   Внешне напоминает  вертолет, но в несколько раз легче, дешевле и экономичнее. Основное отличие от вертолета – автожир не может висеть на месте и взлетать вертикально, ему нужен разгон до 50 м.  Небольшой, вращающийся в вертикальной плоскости винт приводит его в движение, а большой винт в горизонтальной плоскости (как у вертолета) вращается за счет набегающего потока воздуха и создает подъемную силу, он с двигателем вообще не связан. В годы ВОВ автожиры использовались для разведки, как самые бесшумные летательные аппараты, за них ратовал Камов, но они отошли на второй план, когда все силы были брошены на вертолеты. В 60-е годы появился Игорь Бенгман, популяризатор “летающих табуреток”, сверхлегких аппаратов, весом менее 100 кг, и интерес к автожирам возродился.  В Северной Америке и Австралии их сегодня больше 30 тыс. Автожир на сегодня – это наиболее дешевый летательный аппарат – он стоит 1 – 2 млн рублей, при том что самый дешевый вертолет – $600 тыс. 5 лет назад российская фирма  разработала автожир “Охотник-3”, который как нельзя лучше подходит для наших целей.  Автожир очень легкий – около 400 кг, прозрачная пластиковая кабина, великолепный обзор, прекрасная маневренность и безопасность: если двигатель сломался или кончился бензин (он летает на 95-м бензине), автожир плавно спланирует на землю. До недавних пор автожир был вне закона, но, потратив 2 года, “АэроАстра” получила сертификат на свой аппарат, и в России появилась первая школа, которая официально готовит пилотов автожиров.

–  В Петербурге уже есть люди, которые пытаются облетать пробки на вертолетах, но их совсем немного.

– Автожиров будет больше, все-таки они в несколько раз дешевле. Основная проблема – законодательство. Надо сменить разрешительный принцип Воздушного кодекса  на уведомительный. Сейчас запрос на полет приходится отправлять за несколько дней, что практически исключает оперативное использование вертолетов и автожиров, либо нужно летать подпольно. Когда у нас утвердится закон “открытого неба”, появится возможность летать. Для народов русского Севера – это реальная возможность выйти из изоляции.

– У любого оленевода найдется в кармане лишние 1 – 2 млн рублей?

– Нет, но их могут приобретать или брать в аренду местные администрации.  Ведь сейчас на Севере местами просто беда, сообщения никакого, если человек при смерти – “скорая помощь” не приедет, из-за одного человека вертолет не прилетит в деревню. Автожирами уже заинтересовались администрации Якутска и Новосибирска. Уже есть заявки на автожиры из этого региона, но народ относится к ним с некоторым недоверием, хотят руками пощупать. Перелет на Камчатку  должен развеять последние сомнения.

– Какова цель вашего путешествия – собственное удовольствие, доказать, что вы самый крутой? 

 – Не терплю крутизну, понты, пафос и гламур, – это всё разные проявления простой тупости. Моя цель – совершить первое в мире путешествие вокруг земли и закрепить российский приоритет. Хочется нарушить российскую традицию наплевательского отношения к собственным достижениям. У нас очень много достижений, но есть одна основная проблема. Знаете, почему нас не очень любят за границей? Потому, что мы сами себя не любим, не любим и не поддерживаем друг друга. Я объехал 93 страны мира и теперь имею возможность сравнивать. Ни одна диаспора не ведет себя так склочно, как русские. Чем бы ты ни занимался, наш человек непременно хочет тебя “срезать”. Это желание превалирует над всеми остальными и нам же самим прежде всего и мешает.  Когда я попадаю в другую страну, иностранцы меня непременно спрашивают: вас, конечно, поддерживает government? Нет, не поддерживает. Я легче нахожу общий язык с дикими племенами в Африке.

– За годы, что вы путешествуете, сколько времени вы потратили на получение виз и связанные с этим проблемы?

– Около 5 лет. Например, из-за проблем с визой в Мавританию и пропуском в Западную Сахару я проторчал 4,5 месяца в Рабате. Начал, конечно, с нашего посольства. Но наш посол меня послал. В итоге я сам решал все проблемы. В те же дни в Рабат пришла британская путешественница Фиона Кэмпбелл, так ее встречал британский посол, была организована пресс-конференция с массой журналистов, где я тоже появился. Когда я показал журналистам схему своего путешествия, они сразу поняли, что это совершенно несопоставимые проекты. На британских журналистов было жалко смотреть: их пригласил свой посол, и, разумеется,  писать нужно было о своей путешественнице.

– Вы вообще пользуетесь деньгами во время путешествия или живете на подножном корму?

 – Про подножный корм лучше забыть. Его практически нет. Деньгами пользовался и пользуюсь всегда, увы, чаще всего минимальными. Первые годы своего путешествия обеспечивал себя и семью своей основной профессией графика-портретиста. Совмещал неприятное с полезным – когда застревал с визами, старался заработать как художник, предлагая людям нарисовать их портрет. За все годы выполнено тысячи портретов, примерно поровну за деньги и бесплатно. Когда есть возможность, всегда стараюсь  отблагодарить портретом всех, кто мне хоть как-то помог. При этом встречаются просто уникальные персонажи – например, я нарисовал портрет человека, который живет тем, что собирает в тундре фрагменты ракет, запущенных с космодрома Плесецк, и сдает их на утилизацию. 

– Чем вы объясняете периодическое появление на планете таких людей, как Федор Конюхов, Тур Хейердал, вот теперь вы?

– Выживание любой живой системы обеспечивается соблюдением двух законов. 1. Разнообразием живых организмов. Чем разнообразнее живые существа, тем больше шансов сохраниться жизни на земле. Существуют полудохлые козы, с которых как с козла молока, ни шерсти, ни мяса. Казалось бы, они никому не нужны, кроме себя, но если они вымрут, понизится устойчивость системы в целом. Очевидно, для чего-то нужны и путешественники.

– А второй какой закон?

– Закон о формировании элитных групп. Развитие людей обеспечивает 2 – 8% населения. Самые активные элементы выделяются. Если элитные группы поломать сверху, решая, кто достоин, кто нет, – вся система рухнет.

– То есть вы против вертикали власти?

– Я против кристаллического способа организации живых систем. Мне симпатичны те, кто не стал элементом структуры. У меня личный эгоистический интерес – я хочу, чтобы жизнь сохранилась.    


Алексей Орешкин
 все фото – Владислав Кетов