Зачем смотреть на «Остров мертвых» в Эрмитаже

В Главном штабе Эрмитажа представлен отдельный проект, посвященный главному приобретению музея в 2022 году. Это картина «Остров мёртвых», созданная в 1901 году одним из лидеров европейского символизма Арнольдом Бёклином совместно с сыном Карло.

Первая версия картины была написана Арнольдом Бёклином в 1880 году (сейчас в Художественном музее Базеля). Еще три – в музее Метрополитен в Нью-Йорке, Старой национальной галерее в Берлине, Музее изобразительных искусств Лейпцига. Версия 1884 года на металлической пластине, погибла во время Второй мировой войны. Всемирную славу картине обеспечили репродукции.

Владимир Набоков в романе «Отчаяние» пишет, что их можно «найти в каждом берлинском доме». «Остров мёртвых» украшал кабинет Зигмунда Фрейда в Вене и комнату Ленина в Цюрихе.

Поэт Иван Савин (1899-1927) включил  работу Бёклина в такой перечень:

И канареек, и герани,

И ситец розовый в окне,

И скрип в клеенчатом диване,

И «Остров мертвых» на стене.

Шестой вариант картины имеет необычную двойную подпись: «A. Böcklin invenit» (А. Бёклин сочинил) и «Carlo Böcklin fecit 1901» (Карло Бёклин исполнил в 1901 году). Сын завершил начатое отцом.

Как картина попала в Россию? В 1899 году Карло Бёклин женился на Надежде Грингмут – дочери Владимира  Грингмута, главного редактора «Московских ведомостей». Полотно могло быть привезено в Москву как вскоре после исполнения, так и в связи с показом картин Карло Бёклина на выставке-продаже в московской Галерее Лемерсье в 1913 году. Вероятнее всего, в Россию картина прибыла уже в эффектной, специально для неё изготовленной художественной раме в формах античного саркофага.

Дальше ее судьба прослеживается пунктиром. Картина оставалась в Москве и, по некоторым сведениям, около 40 лет назад владелец предлагал ее ГМИИ им. Пушкина. Но тогда не сошлись в цене.

Для Эрмитажа «Остров мертвых» был приобретен за 40 млн рублей. Имена прежнего владельца и мецената, предоставившего необходимую сумму, не называются.

По мнению специалистов по живописи символистов, лодочник на картине Бёклиных напоминает Харона, мифологического персонажа, перевозящего души в мир мертвых. Прототипом острова, возможно, является остров в усадьбе Эрменонвиль под Парижем, где некоторое время находился прах Жан-Жака Руссо. Остров изображен на офорте Франсуа-Гийома Ларди.

Выбор «Города 812»

На выставке представлены изображения, создающие контекст, они образуют разделы «Мифология», «Романтизм», «Символизм», «Прототипы». Среди них «Пейзаж с саркофагом» Элизабет Виже-Лебрен, работа конца XVIII века, совершено необычная для модной в то время портретистки.

Выставка открыта по 23 июля.

В.Ш.