Зачем строить колокольню Смольного монастыря, от которой отказался Растрелли?

Инициатива с возведением 168-метровой колокольни Смольного монастыря, от строительства которой отказался Бартоломео Растрелли, будет вынесена на рассмотрение Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга. Совет должен собраться в сентябре этого года.

Построить колокольню хочет связанный с «Газпромом» Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры.

Колокольня высотой 168 метров (хотя чаще говорят о 140-метровой – на 18 метров выше шпиля колокольни Петропавловского собора) задумывалась Растрелли, но не была реализована – считается, что колокольню достроили до второго уровня, а затем разобрали. Почему – до конца непонятно: то ли помешала война с Пруссией, то ли смерть императрицы Елизаветы Петровны, то ли сам Растрелли посчитал колокольню излишней.

  • Инфографика Федора Шумилова

Специалисты в области охраны памятников считают идею строительства  колокольни дурацкой. Во-первых, запрещено новое строительство на территории памятника (а Смольный собор таковым является), во-вторых, если от непостроенной колокольни остались фундаменты, то они  должны быть немедленно объявлены памятниками археологии, что ставит юридические преграды созданию колокольни. В третьих, появление колокольни (представители фонда говорят о 168 метрах) радикально изменит привычный облик Петербурга.

В 2010 году с похожей инициативой выступал другой фонд – ФИСП (Фонд инвестиционных строительных проектов Петербурга). В списке его проектов значилось  «Исследование возможности завершения создания ансамбля Смольного монастыря с учетом его первоначального исторического облика». Но затем на 10 лет о колокольне забыли.

«Городу 812» свои аргументы о невозможности строительства колокольни изложил архитектор Владимир Ефимов, который много лет занимается этим сюжетом.

– Отказ от строительства колокольни принято объяснять Семилетней войной, которая опустошила казну, а потом смертью Елизаветы.

– Но почему все остальные здания Смольного монастыря строили и завершили в 1764 году, а строительство колокольни прекратилось в 1756-м, еще до начала Семилетней войны? Все остальные свои проекты Растрелли завершил, и только колокольню – нет.

– Почему?

– Давно замечено, что существующий Смольный собор и его вид на знаменитой модели существенно отличаются. Почти всегда во время строительства происходят отклонения от проекта. Но в данном случае речь идет о принципиальных изменениях. Растрелли сначала спроектировал одноглавый храм, потом по требованию Елизаветы создал традиционное русское пятиглавие.

Кроме того, создавалась модель под руководством  Христиана Кнобеля, ближайшего соратника Растрелли. Она должна была стать последней стадией проекта, но оказалась препятствием на пути реализации разработанной идеи и помогла Растрелли увидеть конструктивное и художественное несовершенство проекта.

– А именно?

– Он заметил, что необходимо усилить барабан, поддерживающий   купол, контрфорсами. Растрелли создает конструкцию, в которой малые главы – звонницы играют эту роль, но, сливаясь с барабаном, не воспринимаются как контрфорсы. Силуэт подчеркивает не приземленность храма, как было на модели, а устремленность ввысь. Модель и простроенный собор – два разных сооружения.

– И тогда колокольня становится не нужной?

– После отказа от реализации модельного варианта Смольного монастыря Растрелли понял, что колокольня попросту «убьет» собор, который будет заслонен гигантским  сооружением.

Собор стал главным градостроительным акцентом в этой части Петербурга, неотъемлемой частью невского водного пейзажа. Колокольня могла бы внести высотную дробность и разрушить гармонию монастырского ансамбля

– Следовательно, слова «первоначальный облик» – не корректны? 

– Модель не является окончательным проектным документом, по которому можно строить. Колокольня, если бы ее решил возвести Растрелли, была бы совершенно иной.

Вадим Шувалов

 

На заставке: Смольный собор в сегодняшнем виде и макет монастыря с непостроенной колокольней