Зачем в Ленинградскую область зазывают рабочих из Тольятти

Великий проект переселения народов из депрессивных районов России в депрессивные поселения Ленобласти затеяло Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК).

        К нам снова “понаедут”

До сих пор народ в России переселяли сугубо принудительно – сгонят татар в тмутаракань, лет через 50 начнут возвращать на южный берег Крыма  и потихоньку реабилитировать в свое удовольствие. Государственная программа “Переезд”, стартующая в этом году, – редкое исключение из этого ряда: для начала она позволит жителям депрессивного города Тольятти сугубо добровольно переехать в  депрессивный город Тихвин и понять:  то, что называется депрессивным в Ленобласти, – настоящий рай по сравнению с Волгой. Кому и зачем это понадобилось?

Программу “Переезд” на днях представил генеральный директор АРИЖК Андрей Языков. Официальная информация, однако, вызвала больше вопросов, чем ответов. Программа загадочная во всем, начиная от идеи. С одной стороны, государство собирается развивать отечественный автопром, реанимировать его флагман –  завод АвтоВАЗ. В этом направлении уже многое сделано – например, реализуется программа льготного кредитования на покупку “Жигулей”. Тут бы, на волне господдержки, и взойти АвтоВАЗу. И вдруг на тебе: государственная программа “Переезд”, предполагающая совершенной иной сценарий – рабочих ВАЗа будут переманивать в г. Тихвин Ленинградской области.

Странность вторая – зачем Ленинградской области квалифицированные рабочие с Волги? Неужели своих нет? Ведь удалось же, не прибегая ни к каким переездам, набрать рабочих из числа жителей Ленобласти и Петербурга, когда открывались заводы Ford во Всеволожске, General Motors и Toyota в Шушарах. Странность третья – почему в Тихвин? Этот город попал в список из 104 депрессивных поселений Ленинградской области, подписанный губернатором Сердюковым в начале февраля. Какой же смысл рабочим из депрессивного Тольятти ехать в депрессивный Тихвин?

        Депрессия по-волжски и по-тихвински

Со времени Великой Депрессии в США (1930-е гг.) зверь по имени депрессия претерпел процесс мощного эволюционного развития. Из одного вида родилось множество подвидов, не похожих друг на друга. Может, именно потому депрессии и выжили. В Тольятти сейчас депрессия как депрессия, в классическом ее понимании – продажи ВАЗа сильно упали, с завода планируется сократить 27 тысяч человек, по Тольятти прокатилась волна пикетов и акций протеста разной степени санкционированности. Все идет по плану, как в 1916 – 1917 гг. Близится крах недоразвитого капитализма.

В Ленинградской же области не депрессия, а черт знает что такое! Все поставлено с ног на голову. Открываются новые заводы, группа компаний “Ист”, соблазненная невыносимо прекрасным инвестиционным климатом, вкладывает $800 млн и строит в депрессивном городе Тихвин Тихвинский вагоностроительный завод, создавая 3,5 тыс. рабочих мест. А в дополнение к нему строит несколько современных жилых домов для рабочих, общей площадью 170 тыс. м2. И это называется депрессией?

–    Понятие “депрессивное поселение” в Ленинградской области в известной степени условно. Это не означает, что жители города постоянно пребывают в состоянии глубокой депрессии, – пояснил “Городу 812” Константин Полнов, глава администрации муниципального образования “Тихвинское городское поселение”. – Депрессивными в Ленобласти считаются те города, от которых уровень поступлений налогов в бюджет ниже среднего по области и они, соответственно, получают дотации из областного бюджета. Мы пока что дотационное поселение, но постепенно выбьемся в доноры. Город сейчас на подъеме. Построен стадион на 6000 мест, можем принимать Первую лигу. Только что открыт новый автовокзал. Есть, конечно, и свои проблемы. Одна из главных – теплоснабжение. В большинстве домов недотоп. Но планируем запустить новую котельную. Очередная наша надежда – Тихвинский вагоностроительный завод, который должен заработать с 1 января 2011 года.

Вопрос с кадрами для завода, однако, остается открытым. В не таком уж далеком прошлом Тихвин был классическим моногородом. Большую часть населения работой обеспечивал “Трансмаш”, входивший в ПО “Кировский завод”. “Трансмаш” производил как детали для тракторов “Кировец”, так и гусеницы для танков. В начале 90-х завод стал разваливаться, а сидевшие без зарплаты рабочие – спиваться. Соблазненные распродающимися производственными помещениями и  почти дармовой рабочей силой,  в город повалили иностранные инвесторы. Открылся российско-немецкий деревообрабатывающий комбинат “Сведвуд”,  немецкая фабрика по пошиву футболок и нижнего белья “Комацо”, фабрика рабочей одежды “Сканвоквэр”… Все эти предприятий работают и сейчас, однако они довольно маленькие – от 500 человек на фабрике рабочей одежды до 800 на деревообрабатывающем. Не так много для города с 40 тысячами работоспособного населения. Официально зарегистрированный уровень безработицы в Тихвине сейчас – 2,7%, это около 1 тыс. человек.

–    Безработные у вас по-прежнему спиваются?

–    Это было характерно для 90-х, сейчас уже нет такого массового явления, – осторожно отвечает Константин Полнов.

На смену мелкому и среднему западному инвестору пришел российский, пронюхавший про легендарную трудоспособность тихвинцев. В 2001 году группа компаний “Ист” начала скупать и дробить на специализированные предприятия завод “Трансмаш”, переименовав его в “Титран”.

Тихвинский вагоностроительный завод – продолжение той же истории инвестиционной экспансии группы “Ист” в город Тихвин.  Это первый завод компании, когда ей пришлось задуматься о жилье будущих сотрудников. Одна из причин – почти все более-менее квалифицированные и непьющие рабочие и инженеры  из Тихвина уже разобраны на другие предприятия.
 
–    Очень много квалифицированных рабочих устроилось на возродившиеся заводы – осколки “Трансмаша”, а к будущим рабочим Тихвинского вагоностроительного предъявляются специфические требования, так что, возможно, в большой степени рабочих придется привозить из-за пределов Ленобласти, – говорит Константин Полнов. – Ленобласть, конечно, будет настаивать на том, чтобы брали как можно больше местных жителей. В какой-то степени мы можем на это повлиять, например, с помощью квот на миграцию. Правда, эти квоты устанавливаются для приезжих из-за границы, а внутри страны влиять сложно.

–    Мы были бы рады принять на работу местных, но во времена развала “Трансмаша” квалифицированные рабочие либо уехали, либо потеряли квалификацию. Если найдутся отвечающие нашим требованиям – конечно, возьмем, мы даже готовы потратить средства на переобучение, – рассказывает Владислав Вершинин, директор группы “Ист” по корпоративным коммуникациям. – Пока таких в Тихвине не нашлось, и мы обратили внимание на работников АвтоВАЗа, в принципе будем искать и на ГАЗе, КамАЗе.

–    Но это же все автопредприятия, а вы собираетесь делать железнодорожные вагоны.

–    В производстве автомобилей и вагонов много общего. Например, на вагоностроительном заводе у нас будут стоять автоматические покрасочные линии немецкой фирмы “Айсман”. Линии той же фирмы используются для покраски на АвтоВАЗе, не точно такие же, но управление во многом похоже.

Главная причина такого интереса к жителям Тольятти, однако, не в этом, а в том, что “Ист” нашел общие интересы с АРИЖК.

        В рабство за долги?

Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) было создано как дочернее предприятия АИЖК (государственная контора, выдающая ипотечные кредиты). Основное назначение АРИЖК – реструктуризация долгов по ипотеке. Делается это просто. Во многом использован опыт АИЖК (оно выкупает проблемные кредиты у банков вместе с правами требования на залоги. Если заемщик так и не начинает платить, заложенная квартира продается за долги и долю с дохода от продажи получает АРИЖК). АРИЖК поступает гуманнее, чтоб не сказать хитрее. Оно дает должнику еще один шанс – выдает кредит для возврата долгов по предыдущему кредиту.

Стандартная схема такова – АРИЖК предоставляет заемщику по ипотеке т.н. стабилизационный кредит сроком на год и платит банку-кредитору ежемесячные платежи вместо заемщика. По окончании года заемщик (предполагается, что он нашел новую работу или богатого жену/мужа) снова начинает оплачивать ипотечный кредит самостоятельно и отдавать свой долг АРИЖК. С процентами, естественно. Таким образом,  он начинает обслуживать сразу два долга и платить двойные проценты. Как честно предупреждает АИЖК, “размер платежей заемщика в постльготный период возрастает на 10 – 15%”. Далее возможны два варианта развития событий. Либо заемщик разоряется, и банк продает его кредит АИЖК, который с выгодой для себя реализует квартиру заемщика. Либо заемщик  опять превращается в состоятельного человека, например, став рабочим Тихвинского вагоностроительного завода.

Для АРИЖК бизнес абсолютно беспроигрышный, ибо средства для  реструктуризации кредитов оно получает от государства.

По данным АРИЖК, в стране сейчас насчитывается не менее 5,5 тыс. проблемных заемщиков. Какая-то часть этих должников – работники АвтоВАЗа (точных данных по количеству нет). Для таких заемщиков АРИЖК совместно с мудрым государством придумало специальную программу “Переезд”. Пилотный проект будет осуществляться в Тихвине.

Схема в чем-то похожа на стабилизационный кредит, только еще более гуманная. На первых порах. Работник АвтоВАЗа, уволенный или еще не уволенный – не важно (у неуволенного даже больше шансов, так как, видимо, не зря его оставили на заводе) решает начать жизнь сначала – посвятить ее благородному делу: служению Ленинградской области. Его кандидатура устраивает менеджеров Тихвинского вагоностроительного завода. Работник устраивается на новую работу, живет пока в общежитии, проходит испытательный срок – 3 месяца. Если он устроил завод, с ним подписывается договор: работник обязуется проработать на заводе как минимум 5 – 10 лет, завод – предоставить ему квартиру в новом доме, АРИЖК – кредит на приобретение этой квартиры сроком на 24 месяца под 11% годовых. Залогом по кредиту становится уже имеющееся у заемщика жилье в Тольятти.

В течение двух лет клиент должен продать свое жилье в Тольятти и сразу расплатится по кредиту от АРИЖК. На пилотный проект АРИЖК выделило 500 млн рублей (переезжать могут не только жители Тольятти, но и других регионов).

– Благодаря программе “Переезд” заемщик сначала переезжает в новый регион, а реализацией уже имеющегося жилья он может заняться позже, рассчитывая на будущий рост цен на недвижимость, – рисует замечательные перспективы Андрей Языков, директор ОАО “АРИЖК” (пока цены на недвижимость в Тольятти падают – в среднем на 0,1% в неделю. – А. О.).

Хитрость тут в том, что с клиента не снимаются обязательства по обслуживанию предыдущего ипотечного кредита. Это его проблемы. Предполагается, что, получив новую работу, он восстановит платежеспособность, а через 2 года откажется от первого кредита и от жилья в Тольятти, продаст его и сразу же расплатится по кредиту АРИЖК.
 
Вот только хватит ли ему средств, чтоб расплатиться? Если у человека уже был взят крупный кредит –  скорее всего, не хватит. Ежемесячные платежи по ипотечным кредитам, взятым в последние 2 – 3 года составляют обычно 30 тыс. руб. Зарплата у рабочих Тихвинского вагоностроительного, как рассказал Владислав Вершинин (“Ист”), будет меньше – 25 – 35 тыс. руб. (это хорошо для Тихвина – там средняя зарплата меньше).

Жилье от завода ИСТ будет дешевое – 26 – 27 тыс. руб./м2, и это в современном монолитном доме. Правда, без отделки. Но рабочие на то и рабочие, чтобы делать все своими руками и практически без материала.

– Мы продаем рабочим практически по себестоимости, так как не собираемся на этом зарабатывать, главная цель – получить квалифицированный персонал, – говорит Владислав Вершинин.

Итак, программа “Переезд” рассчитана только на состоятельных рабочих из Тольятти, у которых уже есть хотя бы одна квартира стоимостью не менее 1 млн 287 тыс. руб., и они готовы с ней расстаться, как и с видом на Волгу ради вида на Тихвинку и возможности хоть каждый день ходить в дом-музей Римского-Корсакова. Кто вам сказал, что таких людей нет?

Пока желающих из числа рабочих АвтоВАЗа не нашлось, но Владислав Вершинин объясняет это тем, что программа только разработана и агитация толком еще не началась.

– Разработанная схема получилась универсальной  и способной к применению не только для заемщиков ипотечных кредитов, – рассказывает Андрей Языков. – Мы не делаем акцент на том, есть у человека ипотечный кредит или нет. Разрабатываемая нами схема направлена на помощь гражданину, который испытывает трудности с работой в родном регионе и готов переехать.

Впрочем, более интересны для АРИЖК как раз те рабочие, которые не смогут через 2 года расплатиться. Тогда АРИЖК может предложить реструктуризацию кредита – еще под 11%, в течение года агентство будет платить себе само, а через год клиент начнет платить 22%. Не вернет долгов еще через год – под 33% и так далее. Для АРИЖК получается фактически вечный клиент, а для Тихвинского вагоностроительного завода – вечный рабочий. 

Ипотекут в город Тихвин обездоленные рабочие со всей страны. А на Волге станет тише и чище. Будет, наконец, место, куда можно поехать, отдохнуть и половить шересперов в свое удовольствие.