Замедление «Дружбы». Кто виноват в очередях на российско-эстонской границе

Что-то странное происходит на мосту «Дружба» между Ивангородом и Нарвой. Граница, вроде, открыта, но пересечь ее быстро – почти нет шансов. Почему? Вроде, объективных причин нет: пограничники с обеих сторон работают. Но – очереди гигантские. В них стоят люди, машины и автобусы.

 

Четыре человека в ярких жилетах суетятся вокруг ворот в погранзону Нарвы. Ворота работают с трудом – чтобы пропустить очередную машину, ремонтникам приходится двигать лестницу и снова возвращать обратно. На улице Малми в Нарве растет очередь машин на границу. В сторону работяг летят ощутимые «лучи добра». Очередь на выезд в Россию отстает от графика почти на три часа…

Итак, как устроен переход границы? С российской стороны – живая очередь. Либо на машине встать в очередь на «горке», спуск с которой ведет к шлагбауму погранзоны. Если пешком* – то от этой же «горки» примерно 400 метров по грунтовке. Автобусам сложнее: они въезжают в погранзону, а дальше – как повезет: проверка может занять несколько часов. С начала июля для выезда/выхода из России не нужны дополнительные основания – просто наличие визы.

* Если вещей мало, то оптимальный вариант пересечения границы из России в Эстонию: маршрутка до Ивангорода, пешком через мост. Потом обменник на улице Малми (курс как в Петербурге) и 7-10 минут до вокзала в Нарве. 2-2,5 часа и в Таллине. Главная проблема: бронирование местной гостиницы, его  проверяют эстонцы (если цель назначения – в Эстонии). Если на руках билеты на самолет – гостиница не нужна.

С эстонской стороны для выезда нужно записаться через специальный сайт, оплатить сбор 5 евро и выбрать «слот» для пересечения границы: если все в порядке, то примерно за 15 минут до начала слота приходит СМС-приглашение в погранзону. Пешком – просто через пограничный пост. Автобусы – примерно как с российской стороны.

Отдельная категория – граждане Украины. На обеих сторонах их проверяют особенно тщательно. Машина, которая после полной проверки выехала с российской стороны, в Эстонии может быть подвергнута не менее тщательному досмотру.

Но в последние дни с эстонской стороны – очереди. Когда я сам в такую попал, то грешил на российских пограничников. Мол, они медленно работают. Мне так и сказал клерк в накопителе на окраине Нарвы, где можно дождаться своей очереди: на табло появляется номер машины – можно ехать к границе.

Но, похоже, клерк ошибался. На мосту «Дружба» и в самой российской погранзоне не было очереди. Таможенники и пограничники казались скучающими. Когда машины с моста подъехали, то свою работу сделали быстро. Хотя и досматривали сумки тщательнее, чем весной.

Почему так медленно? Есть три версии.

Первая: резко возрос поток людей и машин из России после отмены всех ограничений. На эстонской границе оказались к этому не готовы. Но почему тогда российская сторона, в принципе, справляется?

Вторая: проверки эстонских таможенников на вывоз из России санкционных товаров замедляют переход границы. Но, объективно, на эстонской стороне проверки не такие тщательные, как можно подумать, начитавшись новостей.

Третья: большая политика. Замедление на эстонской стороне создано искусственно. Официального подтверждения этому нет. Если, конечно, не пытаться вычитать это между строк в заявлениях, например, премьер-министра Каи Каллас.

Вероятнее всего, единственной причины просто нет. Все вместе замедляет «Дружбу». Как бы печально это не звучало.

Максим Ленский

(Три перехода границы с апреля по август 2022 года)