Западные архитекторы увязли в питерском болоте

Новая Голландия не будет реконструирована по проекту Нормана Фостера, новым проектированием займется московский архитектор Михаил Посохин. Петербургские архитекторы встретили это известие в штыки.

            Проект Фостера нельзя выбросить в корзину

Перемены ситуации с Новой Голландией ждали, поскольку банкротом стал московский девелопер Шалва Чигиринский, выигравший в 2006-м конкурс на реконструкцию острова. Сейчас дело Чигиринского взялся довести до ума его партнер Игорь Кесаев. Он, как уверяют, и нашел нового архитектора взамен знаменитого англичанина Фостера – Михаила Посохина, сына бывшего главного архитектора Москвы. В Смольном говорят, что новый проект будет экономичнее.
Сейчас в администрации Петербурга отрабатываются юридические пути для объявления (или не объявления) нового конкурса по Новой Голландии. Напомним, что конкурс 2006 года был инвестиционно-архитектурным, поэтому проект Фостера нельзя механически выбросить в корзину. По нашим данным, пока решение о новом конкурсе не принято.
В Комитете по градостроительству видели (и не комментируют) предложения москвича Посохина. Эти предложения состоят в том, чтобы построить вдоль Адмиралтейского канала корпуса, похожие на корабельные склады Валлен-Деламота. Но главное – соединить протокой этот канал с “ковшом” и перебросить через нее арку. По нашим данным, КГИОП возражает против достройки федерального памятника. 
Сопредседатель Петербургского отделения ВООПИК Александр Марголис считает замену Фостера на Посохина обменом “мыла на шило”, а может быть, и “еще покруче”. 

             Нормативная база противоречива и строга

Отказ от проекта Нормана Фостера – еще один пример в современной истории неудачных попыток западных архитекторов построить что-нибудь в Петербурге.
Мариинку-2 строят не по проекту Доминика Перро. Изменен проект Кишо Курокавы стадиона на Крестовском острове. Фантастическими выглядят шансы на реконструкцию Апраксина двора по проекту Криса Уилкинсона.
Кто может поручиться, что большой “хаб” в Пулкове будет построен в полном соответствии с проектом Николаса Гримшоу, а Дворец конгрессов в Стрельне – по воле Риккардо Бофила. Между тем все названные архитекторы были победителями соответствующих международных конкурсов с авторитетным составом. Еще раньше в девяностые годы в Петербург звали работать Марио Ботту и Рэма Кулхааса. Они ничего не построили. Сейчас зовут Эрика ван Эгераата и Дэвида Чипперфильда.
Почему Петербург не принимает иностранных архитекторов – спросили мы у петербургского архитектора Святослава ГАЙКОВИЧА.
– Почему Петербург последовательно выдавливает западных архитекторов?
– На мой взгляд, в этом есть вина архитекторов, но в большей степени нашего общества, которое я рассматриваю как совокупность властей и граждан. Мы не привыкли стабильно выполнять долгосрочные архитектурные проекты. Общественное мнение продолжает давить на архитектора уже после решения жюри. Это было характерно для проекта Мариинского театра-2 Доминика Перро. Постоянные сомнения, препирания, поругание проекта в тот момент, когда нужно было реализовать принятое решение. Такая псевдодемократия, свобода мнений.
В этом смысле было лучше внутри парии коммунистов. Все обсуждения (насколько они были объективными – другой вопрос) проходили до принятия решений. После – никаких дискуссий.

             У чиновников свой план

– Много говорят о том, что наши строительные нормы сильно отличаются от западных. В этом есть проблема для иностранцев?
– Действительно, наша нормативная база противоречива, местами излишне строга. Многие нормы архаичны. Еще в 1930-е годы была придумана санитарная идея – жилище народа должно обязательно освещаться солнцем, чтобы ультрафиолетом убивать бактерии. Она попала в нормы и живет до сих пор. Мы должны спроектировать и поставить жилой дом так, чтобы во всех его квартирах (хотя бы в одном помещении) 31 марта в течение трех часов светило солнце. Это приводит к понижению плотности застройки, разбазариванию территории, увеличивает объем инженерной инфраструктуры, повышает стоимость квадратного метра.
Идеология пожарных норм исходит из постулата: при пожаре механические и автоматические средства тушения в доме не будут работать. Основа спасения – тушение снаружи и эвакуация из любой зоны. Поэтому появляются лестницы с балконами, что перекладывает ответственность за безопасность человека с пожарных на органы охраны общественного порядка.
Западным архитекторам трудно во всем разобраться. А разобравшись, они испытывают раздражение. Почему нельзя ставить автомобиль к глухой стене, а обязателен отступ на несколько метров.
Теперь к этому добавится выдача допусков от СРО (саморегулируемая организация) вместо лицензирования. Я не знаю таких СРО, в уставе которых записано право выдачи допусков зарубежным архитекторам. По крайней мере, это очень сложно сделать.
– Может, все дело в коррумпированности чиновников?
– Архитекторы не носят проект на согласование, прижимая во внутреннем кармане конверт со взяткой. Беда другая – чиновники не заинтересованы в скорости прохождения согласований, у них план по объему замечаний. Чтобы их снять, архитекторы тратят месяцы, а инвестор теряет тучу денег. Если взят кредит для получения земли в аренду, то цена земли удваивается за период согласований.
Ускорить процесс инвестор может, только используя административный ресурс. У нас мускулы накачаны, мы умеем использовать этот ресурс, старые связи. Иностранец выстаивает правильную схему, входит и увязает в болоте.

             Без наших не обойтись

– Что делать, чтобы иностранцы работали в Петербурге?
– Многие конкурсы, в том числе на Новую Голландию, состоялись без участия петербургских архитекторов. Мода городской администрации и бизнеса приглашать только иностранцев прошла. Одно дело – концептуальная идея, другое – весь путь до строительства. Сейчас для инвесторов, желающих работать с западными архитекторами, оптимальной представляется такая схема: иностранец создает только концепцию, которая передается российской проектной организации, она доводит идею до рабочих чертежей.
– Кто должен прийти на смену Фостеру в Новой Голландии?
–  На Новую Голландию был государственный конкурс, в котором победил Фостер. Судя по всему, сейчас изменилась программа, проект англичанина ей не соответствует. Тогда необходимо проводить новый конкурс, информируя общественность на всех его этапах. И выплатив компенсации автору прежнего проекта.
Предполагаю, что если конкурса не будет, а проектирование просто передадут кому-то другому, то международный резонанс будет самым негативным.