Глава РЖД Владимир Якунин в своем блоге назвал дату запуска Высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом – 2014 год. Позже тот же срок подтвердил вице-президент РЖД Михаил Акулов, уточнив, что поезда по ней будут ходить со скоростью 400 км/ч. Online812 попытался понять, откуда у руководства РЖД такая уверенность.
В дирекции РЖД к этому прогнозу относятся скептически. Заявление шефа прокомментировал начальник пресс-службы компании Дмитрий Перцев:
– Нам кажется, что Акулова просто неправильно поняли. Дату введения в строй ВСМ называли неоднократно, вернее, говорили, что это будет не раньше 2014 года и то при оптимальном стечении обстоятельств. Очевидно, эту фразу воспроизвели с искажениями.
Я не в курсе, что эти обстоятельства уже наступили. Все упирается в финансирование, поскольку очевидно, что процесс строительства с нуля дороги такого класса – очень капиталоемкий. Если мы получим деньги в нужном объеме – да, это станет реально. Трех-четырех лет может быть достаточно и для проведения юридических операций по землеотводу, строительству трассы и подведению коммуникаций. Но денег пока нет.
– Мы не можем рассчитать продолжительность строительства, – заявил Online812 главный специалист ОАО “Ленгипротранс” Тимур Ус. – По двум причинам: первая – в России абсолютно нет опыта строительства высокоскоростных магистралей. А чтобы сделать прогноз, на такой опыт опираться необходимо. Вторая – у нас вообще нет опыта строительства, начиная с 90-х годов прошлого века. За последние 20 лет у нас не построили ни одной железной дороги, не считая коротких веток. Последнюю магистраль длиной около 500 километров, ведущую к Оленинскому месторождению, начали возводить в 1986 году, и все строят… А использовать для расчетов показатели других стран, например, Китая, в котором за считанные годы построили 7000 км настоящих высокоскоростных магистралей, я бы категорически не советовал. Сами понимаете почему.
По словам Тимура Уса, сейчас ВСМ – обособленная железнодорожная ветка, рассчитанная на проезд поездов специальной конструкции на скорости до 400 км/ч – находится в первой стадии проектирования. Это стадия обоснования инвестиций. За ней последуют изыскательские работы, которые потребуют 18 месяцев. Это больше, чем требует обычная железная дорога, но иначе нельзя, если учесть сложность объекта. В целом первая стадия проектирования должна занять около двух лет. Затем последуют процессы по землеотводу, землеустройству. И только через 3 – 4 года начнется строительство. К тому же эти годы следует отсчитывать от даты начала финансирования, а о ней пока неизвестно.
Напомним, что стоимость дороги оценивается в 1 триллион рублей, а тендер на проведение строительных работы будет объявлен в 2011 году.