Жамса-ран и другие маски мистерии Цам

Между древней буддийской мистерией Цам и работой реставраторов, которые ищут первоначальный вид масок – действующих лиц мистерии, поразительно много общего. Глубокое погружение в предмет, опыт работы, интуиция, вдохновение.

Слово участникам мистерии под названием «Реставрация предметов из папье-маше», которая состоялась в Музее истории религии.

Екатерина Терюкова, заместитель директора музея по научной работе:

– Шесть масок мистерии Цам находились постоянной экспозиции буддизма, ездили на выставки. Недавно стало понятно, что хрупким произведениям из папье-маше и конского волоса, созданным в начале ХХ века, требуется реставрация. Музей принял решение провести комплексную научную реставрацию масок, чтобы вернуть им исходный вид.

Маски происходят из Бурятии, где практикуется мистерия Цам. В Музей истории религии маски попали в 1947 году из закрытого тогда Антрелигиозного музея в Москве. Туда они, вероятно, попали в начале 1930-х годов, когда закрывались дацаны.

Мария Кормановская, хранитель фонда «Религии Востока»:

– Всего масок мистерии Цам в коллекции музея около шестидесяти. Все они созданы в конце XIX – начале XX века.

Мистерия Цам – танец в масках, который исполняют ламы в дацанах с целью ублажить божество, прославить его и устрашить врагов веры, уничтожить вредоносные силы, а также устранить внутренние препятствия человека на пути достижения просветления. Это пять препятствий или заблуждений ума – ненависть, гнев, зависть, гордость и страсть. Цам распространен в Бурятии, Монголии и Китае. Мистерия проводится в строгом соответствии со сценарием выхода масок на сцену и продолжается несколько часов.

Маски Докшитов символизируют местные гневные божества, которые поклялись защищать учение Будды и охранять его последователей. Они крупнее по размеру, у них пять черепов в верхней части по числу «грехов». Сейчас в реставрации находятся три такие маски. Главная – владыка подземного царства Яма Дармараджа (с головой быка), а также Синкхамукха в виде головы снежного льва с зеленой гривой и Жамса-ран – бог войны (яркая маска красного цвета, его выход сопровождается самой громкой музыкой).

Среди спутниц Синкхамукхи – маска с головой собаки. Те маски, которые представляют свиту Докшитов, имеют по три черепа.

Также в мистерии Цам участвуют антропоморфные маски, один из любимых персонажей – Белый старец (Цаган Эбуген) – хранитель домашнего очага.

Ирина Исаева, реставратор высшей категории:

– В течении 2024-2025 годов мы должны не только вернуть маскам вид, приближенный к первоначальному (судя по фото в видимой люминесценции, маски несколько раз поновлялись), но и выстроить методики реставрации таких предметов. Чего прежде не было в нашей музейной практике.

Для этого необходимо исследовать состав папье-маше, не всегда это была бумага, могли быть и фрагменты ткани. Важно установить состав клея, которым склеивались маски. Предположительно, это мучной клей.  А также химический состав грунта, красок и защитного лака. Тогда, удалив поздние наслоения, можно вернуть маскам авторский вид.

Елизавета Шабаева, реставратор:

– Я занимаюсь маской Жамса-ран. Портативный электронный микроскоп дает увеличение до 500 раз. И в процессе расчисток маски можно увидеть, где авторский слой, а где – поновления.

Борис Вадимов


Теги: