Желание заниматься малым бизнесом свелось к нулю

Объявленная мобилизация серьезно повлияла на настроения в российском обществе. Как она сказывается на малом и среднем бизнесе, который до этого выживал в нелегких условиях пандемических ограничений?

.

Расим Фиткулин – руководитель бухгалтерской компании «Цифровой учет» под франшизой 1С («1С : БухОбслуживание» – услуга профессионального ведения бухучета, кадрового учета и расчета зарплаты, которую оказывают партнеры федеральной сети «1С : БухОбслуживание» по единым стандартам, разработанным фирмой “1С”), у которого на обслуживании – 100 фирм малого и среднего бизнеса из разных сфер – высказал свое мнение на этот счёт.

– Сильно ли, на ваш взгляд, изменилось состояние малого и среднего бизнеса за последние 3 года?

– Очень сильно. Количество предприятий среднего бизнеса уменьшилось практически до минимальных отметок за всю историю. Малые предприятия существенно сокращаются, превращаясь в самозанятых людей (работает только один человек – сам предприниматель). Государство не хочет этого признавать, но это факт.

Основная причина – геополитическая нестабильность. Нельзя спланировать завтрашний день: 1) мобилизация, часть людей не пришли на работу, их забрали в армию; 2) сложно наладить источники поступления товаров или сырья из-за закрытия границ; 3) не работают многие каналы продаж, например, Инстаграм и Фейсбук (принадлежат Мета – организации, признанной экстремистской в России), которые были ключевыми для малого бизнеса. Эти факторы являются критическими именно для небольших предприятий, так как они теряют огромный поток клиентов.

Средний бизнес чаще всего интегрирован в мировую экономику, потребляя или поставляя товары, и тот факт, что 30-40% рынка изменилось, очень затрудняет работу. Например, на данный момент на обслуживании в нашей компании находится примерно 100 фирм и каждый год уходят около 15-ти – они перестают существовать или прекращают заниматься бизнесом, так что приходится искать им замену…

После того, как началась спецоперация, желание заниматься малым бизнесом у очень многих свелось к нулю. Сейчас основной запрос клиентов: «Как правильно закрыть, остановить бизнес и сохранить оставшиеся активы?». Где-то 25-30% основателей предприятий находятся не на территории России (Казахстан, Турция и т.д.). Государство  – с целью обеспечить успех мобилизации – заставляет их вернуться путем перевыпуска цифровых подписей (для этого нужно очно появиться в определённых службах). В итоге многие готовы пожертвовать бизнесом, лишь бы не возвращаться на территорию РФ.

– Какие ещё последствия для малого и среднего бизнеса повлекла мобилизация?

– Самое большое последствие – это отсутствие рабочей силы у предприятий. То есть непонятно, сколько на работу завтра выйдет людей по причине того, что их призовут или они скроются. И эту нестабильность кадров никакими рыночными способами нельзя регулировать, невозможно с этим бороться, людей физически может не оказаться в любой момент. В профессиях, где преобладают мужчины, такая проблема может стать критической. То есть сейчас речь идет не об эффективности предприятий, а о выживаемости.

– Государство поддерживает малый и средний бизнес?

– Сейчас государство пытается системно поддерживать определённые отрасли, связанные с некоторыми поставками. Например, сельское хозяйство (переработчики различных продуктов) получают возможность взять кредит по низким ставкам, отличающимся от рыночных. Получается что-то вроде государственных субсидий, но это не столь значительно, так как помогает только некоторым сферам. Это – единственное положительное действие властей для малого и среднего бизнеса, которое можно выделить за последнее время.

– Какие действия государства могли бы помочь предпринимателям?

– Не вносить никаких новых изменений в «правила игры» в ближайшие 1-3 года. Бизнес должен адаптироваться к существующим реалиям, которые и без того каждый день меняются. Предприниматели не успевают с ними ознакомиться. Также нужны единые условия для крупных и маленьких компании, например, у большой организации есть «квоты на мобилизацию» (освобождение от нее некоторых лиц) и возможность гос. закупок (это тоже определенная материальная помощь).

– Ваша компания потеряла много клиентов в связи с мобилизацией?

– Этот процесс, увы, только начался. На сегодня мы потеряли только 3 компании (это 2-3% от всех клиентов), но слишком мало времени прошло. Сколько уйдет клиентов, можно будет сказать только после Нового года. Я прогнозирую, что из-за текущих событий мы потеряем процентов 20-25.

– Были у вас клиенты из Украины, какие с ними отношения?

– Да, у нас на обслуживании есть две компании с собственниками из Украины (но сейчас они находятся на территории РФ), сотрудничество с ними продолжается. У нас абсолютно нормальные, доверительные отношения, и мы вместе пытаемся бороться с санкциями с разных сторон. Конфликтов не было.

– Помимо всего вышеперечисленного, есть ли еще какие-то причины недовольства предпринимателей в связи с мобилизацией?

– Да! Недовольство тем, как именно проходит мобилизация: отсутствие формы, таблеток, вещей и т.д. Несмотря на то, что было собрано огромное количество налогов на содержание армии, в итоге эти средства оказались не отработанными. Хотя это недовольство касается не только малого и среднего бизнеса…

Сония Фиткулина