В пространстве «Сарай» Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, выставкой «Будка» художника и сценографа Руслана Ермолаева начался новый сезон проекта «Было Не Было».
Проект, курируемый Петром Белым, существует с осени 2023 года и представляет работы современных, по большей части, петербургских авторов.
Живопись после изобретения фотографии отреагировала бурно. Оставим в покое импрессионистов. На рубеже XIX и ХХ веков появилось антифотографическое искусство модернизма. Его ветвистое дерево оказалось устойчивым к ветрам времени. Модернизм успешно существует по сей день.
Ермолаев и Белый задают себе и публике вопрос, а что такое живопись после появление цифрового искусства. Легкий ответ – выросло огромное древо искусства постмодернизма, полное отсылок, намеков, иносказаний, стеба и так далее.
Википедия путается в показаниях относительно модернизма и постмодернизма. Все искусство большей части ХХ века, начиная с Дюшана и до Уорхола, занося то туда, то сюда. Поэтому для простоты будем считать постмодернизм в искусстве реакцией на исчерпанность всех попыток расширить возможности модернизма. Такое понимание окончания модернизма приходится примерно на начало 1980-х годов. Тогда укореняются (хотя они возникли на 15-20 лет раньше) новые практики. Те же акционизм, перфомансы, интерактивные проекты, создаваемые при участии зрителей.
И все вроде бы складывалось в стройную картину. На вершине – Марина Абрамович, как ее теперь называют «бабушка перфоманса». Внизу – самая разнообразная публика, включая экзотические группы из экзотических южных стран с экзотическими программами борьбы с капитализмом, только за счет институций которого они могут безбедно существовать.
Но тут началась эра массового распространения персональных компьютеров, появилось цифровое искусство, которое не требует никакого художественного образования, а только некоторую насмотренность и начитанность.
Живописцы, отдадим им должное, и виду не подали. Они стали интерпретировать, смеяться, издеваться над «цифровиками».
Выставка «Будка» Ермолаева из того же ряда. Он взял из самого низового Рунета фотографии, где нет людей, но которые много говорят об авторах снимков с их дачками, собачками и пусканием мыльных пузырей. Последние обретают у художника однозначный метафорический смысл. А потом перерисовал фото на холсты, смикшировав изображения.
Выставка открыта по 28 февраля.
Борис Вадимов