На 2 октября 2010 года намечено открытие «Мини-города» в Александровском парке – подарка Алексея Миллера. Ядром Миллер-ленда должны стать скульптуры Александра Таратынова, о неуместности которых я писал достаточно подробно. Петербург замер в ожидании этой немыслимой красоты, которая историю петербургской городской глиптотеки разделит на две неравные в художественном отношении части: до Таратынова и после Таратынова. Чтобы не смешивать эти принципиально различные историко-культурные стадии, надо срочно описать то, что установлено в этом году до Таратынова.
В 2010 году было открыто 15 монументальных объектов. По сравнению с 2008 – 2009 гг., когда ставили примерно по 25 памятников в год, произошло снижение темпов. Тем более если учесть, что из 15 нынешних объектов пять установлены на закрытой территории Санкт-Петербургского университета.
Вообще тенденция этого года – ставить так, чтобы не бросалось в глаза: преимущественно во дворах или на периферии. На мой взгляд, это хорошая тенденция, потому что историческая среда Петербурга уже перенасыщена и старыми, и новыми образцами монументально-декоративных изделий.
Памятники, памятные знаки и декоративные скульптуры, установленные в январе – сентябре 2010 г. в Петербурге
1. “Конь”. Установлен в 2010 г. возле дома на углу Фермского ш. и ул. Аккуратова. Готовое изделие фирмы “Artemano”.
2. “Венера Милосская”. Реплика классической статуи. Установлена в 2010 г. на аттике здания бизнес-центра “Alia Tempora” (ул. Маяковского, 3б). Скульптор Марчел Коробер. Медь, выколотка, никелевое покрытие. Высота 300 cм.
3. Памятник студенту. Открыт 24 апреля 2010 г. Установлен перед зданием I корпуса СПб государственного технического университета (Политехническая ул., 29). Скульптор Эвелина Соловьева. Бронза, гранит.
4. Памятный знак “Сквер маршала Л. А. Говорова”. Открыт 4 мая 2010 г. в саду им. Маршала Говорова (наб. р. Фонтанки на пересечении с Московским пр.). Скульптор Виктор Сиваков. Гранит, высота 150 см. На лицевой поверхности пирамиды надпись: “1943, 14 – 19 января. Сквер имени Героя Советского Союза маршала Говорова Л. А.”.
5. Памятный знак “Сквер В. Н. Харитонова”. Открыт 4 мая 2010 г. Установлен в сквере В. Н. Харитонова (на пересечении Лермонтовского пр. и наб. канала Грибоедова). Скульптор Виктор Сиваков. Гранит, высота 150 см. На лицевой стороне колонны надпись: “Памятный знак установлен в честь Героя Советского Союза, защитника Ленинграда, почетного гражданина Санкт-Петербурга Харитонова Василия Николаевича”.
6. “Эра” и “Арта”. “Губки” (2). На стилобате и пандусах у входа в здание Музея современного искусства “Эрарта” (В.О. 29-я линия, 2). Открыты в мае 2010 г. Скульптор Дмитрий Жуков. Высота фигур 460 см. Диаметр “Губок” – 120 см. Металл, ковка.
7. Памятный крест. Открыт 21 мая 2010 г. Установлен на территории СПб университета (Университетская наб, 7 – 9), в “Гефсиманском саду” (сквер во внутреннем дворе здания Двенадцати коллегий).
8. “Ахти”, финно-угорский тотем. Открыт 21 мая 2010 г. Установлен в “Парке современной скульптуры”, во дворе филологического факультета СПбГУ. Скульптор Денис Прасолов. Высота 70 см, материал – серый гранит, постамент – бетон.
9. “Вавилонская башня”. Открыта 21 мая 2010 г. (установлена осенью 2009 г.). Установлена во втором дворе филологического факультета СПб университета (Университетская наб., 7 – 9) Автор Андрей Александрович Сазонов. Металл, бетонное основание. Высота 650 см.
10. “Памятник любви. Осип и Надежда Мандельштам”. Открыт 25 мая 2010 г. Установлен во дворе здания Двенадцати коллегий. Скульптор Ханнеке де Мюнк (Нидерланды), постамент – Хачатур Белый. На лицевой стороне постамента надпись (2-я строфа ст-ния “О, как же я хочу…”, 1937): “А ты в кругу лучись / Другого счастья нет / И у звезды учись / Тому, что значит свет”. На левой боковой стороне постамента надпись (1-я строфа): “О, как же я хочу – / Нечуемый никем – / Лететь вослед лучу, / Где нет меня совсем”. На правой боковой стороне постамента надпись (3-я строфа): “Он только тем и луч, / Он только тем и свет, / Что шепотом могуч / И лепетом согрет”. На тыльной стороне постамента надпись (4-я строфа): “И я тебе хочу / Сказать, что я шепчу / Что шепотом лучу / Тебя, дитя, вручу”. “Памятник любви. Осип и Надежда Мандельштам. Амстердам – Санкт-Петербург. 2010 г.”.
11. Бюст А. Н. Чилингарова. Открыт 27 мая 2010 г. Установлен на Аллее Дважды героев Московского парка Победы. Скульптор Фридрих Согоян.
12. Композиция “Испытание”. Освящена 28 июля 2010 г. Установлена возле Князь-Владимирского собора (ул. Блохина, 26/ пр. Добролюбова). Скульптор Галина Додонова. Гранитный валун, металлический крест (высота 180 см), на валуне помимо креста три фигуры: священник, женщина, мальчик. Фигуры – гипс, высота 100 см. На поперечной перекладине креста надпись: “Блаженны изгнаны правды ради”.
13. Бюст В. Т. Шаламова. Установлен в “Парке современной скульптуры” (Университетская наб., 7 – 9) летом 2010 г. Официальное открытие готовится. Скульптор Григорий Ястребенецкий. Надписи на постаменте: “Тебе обещаю, / Далекая Русь, / Врагам не прощая, / Я с неба вернусь” . “Легче в угольном забое, / Легче кем-нибудь, / Только не самим собою / Прошагать свой путь” . Даты: “1929 – 1932” , “1937 – 1953” .
14. Памятный знак “Ветеранам подразделений особого риска”. Открыт 24 августа 2010 г. Установлен в сквере на пересечении ул. Примакова и Автовской ул. Скульптор Александр Черницкий (1918 – 28.02.2010), архитектор Станислав Одновалов. Гранит. Высота 350 см.
15. Памятник “Детям блокады”. Открыт 8 сентября 2010 г. Установлен в яблоневом саду (во дворе д. 55 по Наличной ул.). Скульптор Галина Додонова, архитектор Владимир Реппо. Белый гранит. Высота фигуры девочки 150 см, высота стелы с окном 250 см. Внизу на постаменте надпись: “Детям блокады”.
СОВЕТСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Как и всегда, представлена традиция, которую я именую КГПС – коммунистическая героико-патриотическая символика, связанная с героикой советского периода и продолжающая советскую традицию установки монументальных знаков. КГПС представлена №№ 4, 5, 11, 14 и 15.
Но и тут проявляются новые черты, и самая первая – весьма скромное финансирование, спущенное с городского на районный или муниципальный уровень. В итоге к 9 мая появились такие странные объекты, как памятные знаки садам/скверам, названным в честь Героев Советского Союза Л. Говорова и В. Харитонова.
В сущности, это пример даже не странности, а абсурда: сначала память Героя увековечивают в названии сквера, который является мемориальным, а потом, не довольствуясь памятью, уже запечатленной в новом топониме, делают гранитный памятный знак в честь памятного знака-сквера. Кстати, начало этому абсурду было положено в 2003 году, когда на площади Т. Г. Шевченко (наименованной 21 мая 2001 г. в честь Шевченко) был открыт памятный знак “Площадь Т. Г. Шевченко”, который сообщает, что “эта площадь в 2001 году названа в честь выдающегося украинского поэта и художника…”.
В советское время ограничивались информационными досками в начале соответствующих улиц. Что касается маршала Говорова, то абсурд усилен тем, что в Петербурге есть памятник маршалу Говорову, улица Маршала Говорова, сад им. Маршала Говорова и две мемориальные доски, а теперь еще и памятный знак в честь сквера.
Другая черта, которая проявилась в объектах №№ 4 и 5, – это остаточный от советского времени инстинкт к 9 мая открыть хотя бы что-нибудь. Однако в то же время, в отсутствие прежней напряженной идеологичности, хочется обойтись предельно малыми средствами. То время уже ушло, и особенно стараться незачем, сверху не требуют. Так появляются эти весьма скромные пирамидки. Впрочем, Региональный архитектурно-художественный фонд, который занимался созданием объектов №№ 4 и 5 постарался предельно далеко уйти от кладбищенской стилистики, к которой неминуемо приходят, если посреди скверика-садика появляется голова или бюст на постаменте.
Кстати, по “Плану общегородских мероприятий по подготовке и проведению празднования в Санкт-Петербурге 65-й годовщины Победы советского народа в ВОВ…” должен был появиться памятный знак у музея-библиотеки “Книги блокадного города” (пр. Гагарина, 17). Но не появился. Я заинтересовался, почему. Оказалось, что скульптор Герман Хонин (1931 – 2010) еще в 2000-м начал работу над доской с барельефом, чтобы установить ее над входом в библиотеку. Барельеф изображал измученную голодом, страшного вида блокадницу, а вокруг блокадницы был еще сделан декоративный бордюрчик из колючей проволоки (см. изображение).
Получился памятный знак не библиотеке, а, скорее, концлагерю, поэтому директор библиотеки С. Колосова категорически возражала, а всем прочим – городским и районным властям – было безразлично. Поэтому, как мне сообщили в отделе культуры администрации Московского района, они, чтобы ничего не устанавливать, написали письмо в КГА, заявив в нем, что “установка над входной дверью конструкции Хонина весом 250 кг угрожает человеческой жизни”. Скульптор в этом году умер, так что теперь вопрос снят. На самом деле тема уходит вместе с людьми, и уже никому ничего не нужно.
Это же касается и объекта № 15 – памятника “Детям блокады”. Здесь все знакомые признаки: стоит во дворе и сделан за небольшие деньги, причем, как объяснила мне скульптор Галина Додонова, задача была поставлена открыть объект именно к 8 сентября, а “если не успеете, то вообще ничего не надо” (цитата).
8 сентября – это дата, на открытие приехал губернатор, подо все это было открыто финансирование на благоустройство так называемого “Яблоневого сада” (проект планировки архитектора Г. Шолоховой), который расположен во дворе дома 55 по Наличной ул. А памятник в смете шел как чуть ли не детская площадка. В результате у Додоновой в распоряжении был всего месяц, и рубить гранит ей пришлось самой почти что методом прямой рубки, потому что рубщики за такой срок не успели бы. И этот ограниченный срок, конечно, отразился на художественных качествах: видно, что фигура девочки вырублена из гранита очень быстро, поэтому памятник получился маловыразительным, холодным и формальным. У фигуры нет позы, она сама по себе ничего не выражает. А общая композиция (с рамой) тоже ничего не выражает. Немного спасают общее впечатление динамично-наклонные плоскости фоновой рамы и плиты основания, но этого мало.
К тому же к выгоде чиновников они таким образом разрядили (хотя бы временно) ситуацию с памятником “Детям войны” для пл. Мужества. С самого начала было видно, что чиновникам не хочется тут ставить никаких памятников (и это правильно, памятник тут не нужен). В конкурсе для площади Мужества Додонова и Реппо заняли второе место, и этот их проект установили на Наличной ул., в тихом озелененном дворе. Теперь можно говорить, что памятник детям блокадного города уже есть, и на пл. Мужества не ставить вообще ничего.
Об объекте № 11 сказать нечего, кроме того, что бюст А. Чилингарова установлен на средства руководимой им организации – Ассоциации полярников России. Кому и зачем это было нужно – одному Богу известно. Лучше бы оставили в покое мемориальную аллею бюстов, сформировавшуюся в советское время. Но у нас теперь обожают улучшать сформировавшиеся ансамбли то новостройками, то фонтанами, а то и дополнительными бюстами.
И в заключение об объекте № 14. Работа над ним велась 6 лет – именно столько потребовалось Владимиру Бенцианову, председателю Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ, чтобы собрать требуемую сумму. Бенцианов был участником учений на Тоцком полигоне в 1954 г., а в недавнем прошлом – заместителем гендиректора Севзапмебели. Навыки хозяйственной работы пригодились ему для установки памятника. Опять же нельзя говорить о художественных качествах – их нет, хотя все сделано грамотно, но это не более, чем объект благоустройства.
Я был на открытии: перформанс в советском стиле уже смотрится необычно. Военный оркестр, взвод почетного караула. Вице-адмирал благодарил Бенцианова, благодарность ему же передали от Главкома ВМФ Высоцкого… Выступали зам. командующего ЛенВО по воспитательной работе, потом начальник 12-го Главного управления МО. В выступлениях звучал уже подзабытый язык: ядерный щит и меч, мир во всем мире, борьба за мир…
ДРУГАЯ СИМВОЛИКА
Композиция “Испытание” (№ 12) представляет образец “наивного искусства” с чертами аллегории. И это не случайно, потому что идея принадлежала о. Владимиру Сорокину, настоятелю Князь-Владимирского собора. Священнослужитель с чашей олицетворяет ВЕРУ. Женщина с якорем олицетворяет НАДЕЖДУ. Ребенок с иконой Воскресения Христова олицетворяет ЛЮБОВЬ. Фигуры статичны и механически собраны на гранитном валуне, куда также поставлен крест.
Смысл композиции разъяснен с помощью информационной доски: “Композиция установлена в память миллионов репрессированных наших соотечественников – мужчин, женщин и детей, из которых более 40 000 священно- и церковнослужителей, в том числе 85 служителей Князь-Владимирского собора”.
Из декоративных объектов стоит выделить еще два – №№ 6 и 10.
Оформление входа в частный музей “Эрарта” (он находится рядом с ДК им. Кирова на Васильевском острове, на пересечении Среднегаванского пр. и 29-й линии), выполненное скульптором Дмитрием Жуковым, – это наиболее интересная работа из всех, что были пока установлены в 2010 году в Петербурге.
Если стоять лицом к зданию музея (раньше здесь находился НИИ синтетического каучука им. С. В. Лебедева), то слева мы видим “Эру”, а справа – “Арту”. В “Арте” использован пластический сюжет Ники Самофракийской, “Эра” разрезана и вывернута наружу, она, по замыслу скульптора символизирует развитие как отмирание старого и рождение нового. “Арта” с крыльями, а у “Эры” нет крыльев, это та “тварь”, о которой писал Гумилев: “Как некогда в разросшихся хвощах / Ревела от сознания бессилья / Тварь скользкая, почуя на плечах / Еще не появившиеся крылья…”.
Не менее интересны “Губки” – это очень физиологичный вагинальный образ, который в то же время напоминает о пастернаковском сопоставлении губки и искусства: “Поэзия! Греческой губкой в присосках / Будь ты, и меж зелени клейкой / Тебя б положил я на мокрую доску / Зеленой садовой скамейки”. Многозначность пластических образов, предложенных Дмитрием Жуковым, заметно выделяет эти новые объекты на общем фоне.
Так называемый “Памятник любви. Осип и Надежда Мандельштам” (№ 10) (на фото) разочаровывает претенциозностью. Сделан в виде фонтана с чашей, над которой летят Мандельштамы, подхваченные птицами-уродами со змеиными головками. Или летящие рядом с птицами. Однако такое “Путешествие Нильса с дикими гусями” – это вообще не та символика, которая выражает судьбу и поэтику Мандельштама. Ни в его поэзии, ни тем более в судьбе нет легкости, полета, воздушности. Мандельштам “земной”, тяжелый. Получилась всего лишь примитивная иллюстрация поэтического текста 1937 г., совсем, кстати, не лучшего у Мандельштама в воронежский период: “О, как же я хочу, / Нечуемый никем, / Лететь вослед лучу, / Где нет меня совсем!” (текст выбит на постаменте). Такая иллюстрация не создает целостный образ, который годился бы для памятника. Мандельштам не хотел улететь, наоборот, он шел навстречу судьбе и смерти (“Да, я лежу в земле, губами шевеля…”, 1935).
Я уж не говорю о пластической невыстроенности композиции, которая сливается в двуглавого “змея” с головами даунов и уродливыми крыльями, тяжесть которых противоречит понятию полета.
И, наконец, зачем тут фонтан? Не случайно объект не захотели ставить в “Парке современной скульптуры” во дворе филологического факультета. Объект ошибочен и концептуально, и пластически.
ДВА СКАНДАЛА
Первый связан с мемориальной доской Г. В. Романову, к настоящему моменту отшумел и сразу разгорится снова, если доску установят. На месте властей я бы разместил эту доску внутри Смольного: во-первых, это логично, потому что он здесь работал, во-вторых, никто не узнает, что она там висит, и не увидит, а значит, не будет и скандала, в-третьих, никто не осквернит, не зальет доску несмываемой краской и т.п., в-четвертых, те обитатели Смольного, которые любят Романова, смогут ежедневно любоваться этой доской и возлагать к ней свежие цветы.
Второй скандал связан, естественно, с даром “Газпрома” на территории Александровского парка и скульптурами великого скульптора А. Таратынова, которые в нарушение закона сюда поставят.
Когда откроют доску Романову неизвестно, а вот скандал вокруг Таратынова намечен на 2 октября. Ждем с нетерпением.
ПЛАНЫ БЛИЖАЙШЕГО ВРЕМЕНИ
1 октября на пересечении Учительской ул. и ул. Ушинского (Выборгский район) будет открыт “Памятник учителю”. Скульптор Андрей Гуляев, архитектор Станислав Одновалов. Вопреки нашей традиции это будет не фигура, а символическое изображение рук, выпускающих в небо птиц. Сооружение монументальное: высота объекта 3 метра 40 см, общая высота с постаментом 5 метров 60 см.
В начале октября на фасаде бизнес-центра “Галерея” (Лиговский пр., возле Московского вокзала) планируется установить 12 скульптур: 2 “Гермеса” + 2 “Флоры” на фасаде вдоль Лиговского пр., 3 + 3 со стороны железнодорожных путей, 1 + 1 с торцевого фасада (один из двух входов). Скульптор Владислав Маначинский, материал – искусственный камень. Кстати, как сообщил архитектор Владимир Григорьев, автор проекта здания, при примерке статуй, которая состоялась 16 июня 2010 года, обнаружилось, что для торцевого фасада требуются более динамичные статуи, после чего “Гермес” и “Флора” для этого места были сделаны в ином варианте.
Архитектурный проект здания я оцениваю как маловыразительный и сараеподобный. Раньше на этом месте находилось 9 домов – с 24-го по 42-й номера, теперь всего одно. Оно лишено доминант, высотных акцентов, у него монотонный фасад. Именно с этим были призваны бороться разные “усложнения”: в частности, ризалиты и скульптуры. Они должны внести зрительное разнообразие. Когда все будет установлено на места, можно будет делать окончательные выводы.
При осмотре “Парка современной скульптуры” (во дворе филфака университета) обнаружился там пустой постамент с надписью: “Академик Иосиф Орбели”. Оказалось, что бюст-памятник делает скульптор Лева Бейбутян, он будет установлен в конце сентября – первой половине октября, и это будет даром то ли армянской общины, то ли их консульства в связи с 300-летием армянской общины Петербурга.
Попутно Бейбутян сообщил мне о другом проекте, в котором он принимает участие. Это бюст графа Михаила Лорис-Меликова, который в последние месяцы царствования Александра II как министр внутренних дел проводил либеральную внутриполитическую линию (так называемая “диктатура сердца”). Бюст собираются поставить во дворе школы № 259 (наб. Крюкова канала, 3), в которой действует кружок по изучению армянского языка и культуры. Но это планы не 2010 года.
Далее идут результаты симпозиума, в финал которого вышли Сергей Асланов, Сергей Борисов, Виктор Гаврилов, Олег Жениленко, Станислав Задорожный, Валентин Рещиков, Борис Сергеев, Тарасий Трошин и Наталия Чистякова. Их эскизы в глине или пластилине отобрала конкурсная комиссия, а 20 октября 2010 г. 9 работ собираются установить в пяти благоустроенных скверах Красногвардейского района: Новочеркасский пр., 12 (сквер), пр. Шаумяна, 22, у театра “Буфф”, Среднеохтинский пр., 8 (сквер), пл. Фаберже, 8, и Заневский пр., 61 (жилой квартал). Посмотреть на это будет любопытно.
Между прочим, согласно шпионской информации, возле театра “Буфф” собираются ставить еще и некие американские скульптуры, но сведения об этом пока смутные.