В пятницу, 10 сентября, в Петербурге на 40 минут перекрывали Невский проспект. Проезд на главную городскую магистраль был заблокирован с Садовой улицы и Дворцовой площади. Через каждые 100-200 метров дежурили сотрудники ДПС. Ради чего такой переполох? Выяснилось, что Невский закрывали ради президента Ирландии Мэри Макэлис.
Высокопоставленную гостью везли из Эрмитажа, где она наслаждалась концертом традиционной ирландской музыки и танцев. Проезд ее кортежа (с мигалками и “кряканьем”) занял от силы пару минут, вызвав глухую злость у автомобилистов, вынужденных 40 минут стоять в пробке.
В этот день ради Мэри Макэлис, приехавшей в гости к Валентине Матвиенко, центральные улицы Петербурга перекрывали с самого утра. У президента Ирландии оказалась весьма насыщенная культурная программа.
В восемь часов вечера, когда президент Ирландии возвращалась из музея, жизнь на Невском бурлила. Закончилась рабочая неделя, люди торопились – кто домой, кто в гости. Внезапная остановка парализовала всех – у троллейбуса, резко затормозившего перед перекрестком улицы Садовой и Невского проспекта, даже соскочили “рога”.
Два инспектора ДПС в это время активно регулировали движение на этом перекрестке. Один останавливал автомобили и автобусы, не давая им двигаться дальше к Дворцовой площади. Другой пропускал машины только по Садовой, не давая им поворачивать на Невский проспект. А потом случилось то, чего ожидали меньше всего – прямо на глазах у сотрудников ДПС на пустом (!) перекрестке столкнулись два автомобиля. Один из регулировщиков дал отмашку “езжай!” машине, медленно вырулившей с Садовой улицы. Водитель, получив добро на проезд, втопил педаль газа, и в это время ему в бок врезался другой автомобиль, мчавшийся по Невскому уже на законный зеленый сигнал светофора… По сути эту аварию своими неуклюжими действиями спровоцировал регулировщик в погонах.
После аварии инспекторы ДПС, словно избавляясь от непосредственных очевидцев ДТП, начали пропускать автомобили, стоявшие впереди всей колоны, на “закрытый” Невский проспект – правда, небольшими партиями. Но через несколько минут и эта “халява” прекратилась.
Как потом разошлись участники аварии, история умалчивает.
– Об этом ДТП нам ничего неизвестно, видимо, там не было жертв, – удивились вопросу в Управлении ГИБДД.
Смертельных жертв, к счастью, действительно не было. Водители остались живы-здоровы, пострадали только их автомобили. Все остальные “участники движения” понесли скорее моральные потери, в очередной раз почувствовав себя людьми второго сорта в родном городе.
Кстати, в субботу утром из-за госпожи Мэри перекрывали уже Шпалерную улицу и набережную Робеспьера – президент Ирландии осматривала памятник Анне Ахматовой. В час дня ее кортеж вновь прокатился по городским улицам (естественно, пустым), после чего Мэри Макэлис наконец отбыла к себе на родину. И уже не услышала проклятий, которые неслись ей вслед от петербургских автомобилистов.
Вопрос, на каком основании в Северной столице перекрывают проспекты и улицы, по мнению питерского ГИБДД составляет “государственную тайну”. Инспекторы лишь рядовые исполнители “внутренних приказов ФСО”, объяснили нам в ГИБДД. Чиновники также прикрываются законом о госохране. Маршруты кортежа президента, премьера, губернатора и других ВИПов строго засекречены, чтобы не провоцировать террористов и киллеров, говорят в Смольном. Депутаты Законодательного собрания Петербурга вмешиваться в секретные дела исполнительной власти не имеют никакого права, поэтому нет даже юридического обоснования проезду “царских кортежей”. Правда, несколько лет назад питерские депутаты все же пытались хоть как-то повлиять на ситуацию, приняв закон “Об информировании населения Санкт-Петербурга о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств на дорогах”, по которому власть была обязана извещать горожан о перекрытых улицах за сутки (!) до визита официальных делегаций других стран. Но закон, как уже можно догадаться, не исполняется.
…Как тут ни вспомнить замечательную историю, произошедшую с президентом Медведевым в апреле этого года в Буэнос-Айресе, где он застрял в обычной автомобильной пробке. Этот опыт он назвал “любопытным”. “Буэнос-Айрес – очень интересный город: красивый, очень энергичный, с трафиком таким, как в Москве. Я бы сказал, что даже и покруче, потому что проехать невозможно даже президенту дружественного государства, – рассказал тогда Медведев. – Но, может, и неплохо иногда для того, чтобы понимать, какие проблемы существуют при перемещении на автомобильном транспорте”. Вероятно, если бы он застрял в пробке в родном городе, то лучше понял бы чувства петербуржцев, которых власть бесстыдно оттесняет на обочину? И тогда эта позорная ситуация, наконец, изменилась бы…
А как у них?
В странах Европы кортежи первых лиц стоят перед красным сигналом светофора вместе со всеми обычными гражданами.
– Англия. Королевский кортеж и автомобиль “Роллс-Ройс”, в котором находится королева, передвигаясь по городу, стоит на светофорах, согласно ПДД.
– Германия. Канцлер имеет право на служебный автомобиль только в рабочее время, дороги для его проезда не закрывают.
– Голландия. Некоторые министры этой страны добираются до работы на велосипедах.
– Бельгия. Король едет в сопровождении, но на красном сигнале светофора весь королевский кортеж останавливается.