Чем немецкие корпоративы отличаются от наших

Так получилось, что с некоторых пор я занимаюсь, в числе прочего, организацией праздников для фирмы, в которой работаю. И мне открываются новые горизонты. Одна моя приятельница говорит, что фразу «Был бы человек, а статья найдется», вполне мог бы придумать немец, потому что немецкие законы регламентируют буквально все. С этим я и столкнулась, делая летнюю вечеринку для компании.

Вы можете себе представить ситуацию, что звонит вам ваш шеф и говорит: «У нас тут будет чудный корпоратив, но ты, дружок, должен будешь заплатить за вход»? Я лично еще совсем недавно не могла. Я и так-то игнорирую корпоративные мероприятия, сколько себя помню. Никогда не видела в них особого смысла и считала, что, если меня на этом празднике так уж хотят видеть, то пусть приплачивают мне. А никак не я им.

В Германии с вас могут взять деньги за поход на корпоратив. Система налогообложения такова, что корпоративные вечеринки и корпоративные подарки считаются как бы доходом сотрудников. А с дохода неминуемо платится налог.

Конечно, местная налоговая не такая жестокая. Налогами не облагаются два корпоративных мероприятия в год, если их стоимость не превышает 110 евро на человека.

Если же она составит 115 евро – то все, ваши сотрудники должны выплатить с этого налог. До 2015 года нужно было платить налог со всей суммы, сейчас же – только с той, что превышает установленную законодательством. С одной стороны, кажется, что всем офисным служащим сделали поблажку, ведь налог с пяти евро – не то же самое, что налог со 115. Но с другой стороны, легко потратить и 150, и 300 евро на человека, и тогда сумма выплаты будет уже серьезной.

Так же обстоят дела и с корпоративными подарками. Налогами не облагаются только те из них, что стоят до 60 евро. С большей суммы сотрудники обязаны выплатить налог. Получается, вы не можете отблагодарить какого-нибудь ветерана корпорации за многолетнюю преданную службу дорогим подарком. То есть можете, но значительную часть этого подарка ветеран оплатит сам, налогами.

Я теперь понимаю, почему немцы уже который год мечтают отказаться от части зарплаты в пользу дополнительных выходных. Зачем нужны все эти офисы, если ты должен платить даже за корпоративные мероприятия?

Но не все так ужасно, как кажется. Ряд корпоративных мероприятий не облагается налогами вообще. Например, если вы организуете тимбилдинг или выездную конференцию, то это к доходам не относится. А то, что на эти мероприятия вы заказываете еду и напитки, уже не важно. Главное, что цель мероприятия – не сделать сотрудникам приятное, а загрузить их по максимуму каким-нибудь рафтингом или скучной болтовней.

Впрочем, никто не мешает вам поехать в веревочный парк, сесть там под деревьями и приступить к возлияниям. Одна хитрость: на тимбилдинге должны присутствовать все сотрудники, если они не в отпуске и не на больничном.

Налогами не облагаются еда и напитки, доставляемые в офис. Кофе, чай, печенье, тортики – все это доходом не считается. Если ваши сотрудники работают над проектом сверхурочно, вы можете заказать им пиццу, и им за это ничего не будет.

Я серьезно – местное законодательство регламентирует заказ пиццы. Не баварских или венских сосисок с брецелями, а итальянского блюда.

Еще налогами не облагаются заказываемые в офис фрукты и ягоды. Поэтому здесь так популярны компании, осуществляющие доставку фруктовых корзин по офисам. Их просто нереально много.

Если вы руководите фирмой в Баварии и произносите фразу «Мы оплачиваем нашим сотрудникам обеды», не стоит сильно гордиться. Вы имеете право кормить сотрудников за 4,60 евро на человека в день. То есть можете заплатить и больше, просто налогами не облагается именно эта сумма.

Организовать питание за такие деньги довольно сложно, потому что Мюнхен – очень дорогой город, и бизнес-ланч в кафе стоит никак не дешевле десяти евро. Но и этот вопрос был решен. Во всех мюнхенских технопарках и местах скопления офисов сами собой появляются так называемые «кантины» – то есть столовки. Они отличаются друг от друга. Есть те, которые кормят людей обычной уличной едой. То есть на обед у вас может быть половина жареной курицы или, скажем, турецкий дёнер – такие блюда укладываются в установленную законом норму. Но есть и те, что побогаче. Еда там разнообразнее и дороже. Выбрав такую столовую, сотрудники фирмы разницу оплачивают из своего кошелька.

Лично меня больше всего умиляет «бюджет на пиво». Ни одна уважающая себя немецкая компания не планирует годовой бюджет без учета пивного. В год фирма может потратить на любимый немецкий напиток не больше 1080 евро. (Ящик пива стоит в среднем 12 евро.) Это настолько само собой разумеется, что никому и в голову не приходит спросить, зачем кому-то пиво на работе.

Казалось бы, что при таком количестве условностей, фирмы должны бы массово отказаться от множества необязательных вещей. В конце концов, в Германии существует система бонусов и даже тринадцатых зарплат (здесь это называется Weihnachtsgeld – «рождественские деньги»), с которых сотрудники тоже платят налоги. Но все же они получают на руки живые деньги, которые могут потратить, в частности, на поход в ресторан с более приятными людьми, чем дорогие коллеги. А пива, вон, в офисе и так залейся. И все же, корпоративные мероприятия здесь очень распространены, и, как в Америке, боссы не любят, если кто-то из сотрудников манкирует вечеринкой. Поэтому, конечно, все прилагают усилия к тому, чтобы не выйти за рамки дозволенного законом.

Катя Щербакова, Мюнхен