Как «Умный город» помогает не чинить наши крыши

Протекла у меня крыша. Не сейчас, а когда еще морозов не было. Если точно — 11 февраля. Дело, в общем, не новое: Петроградская сторона, последний этаж, крыша раз в два года протекает. Поэтому люди опытные, знаем, что делать: там, где течет, тазики поставить. По телефону 004 позвонить, на портал «Наш Петербург» заявление написать.

Это же всё проект «Умный город Санкт-Петербург» — приоритетная городская программа, курируется лично Георгием Полтавченко, развитие практики «открытого правительства». И все это придумано для того, чтобы гражданин не мыкался по приемным, а эффективно с властью взаимодействовал: у него проблема еще только образовалась, а власть ее уже решила.

И вот умный портал «Наш Петербург» радостно сообщает, что проблема протечки кровли должна быть устранена в течение суток. И он не просто так это сообщает. А потому что есть постановление Госстроя, где ровно про это сказано.

Сутки прошли. Вторые. Еще какие-то. С потолка капает. Из нашего дома на улице Блохина, 23 несколько жалоб накопилось – у всех течет. Портал «Наш Петербург» повторные заявки по одному адресу не принимает – что логично, в умном городе же все с первого раза должно решаться. А потом морозы начались. И течь перестало. Потому что замерзло.

Но успокаиваться нельзя. С одной стороны когда-нибудь отмерзнет, с другой —  надо же продолжать изучение умного города методом включенного наблюдения.

Первым объявился Жилищный комитет. Он весело сообщил, что к протечкам крыш не имеет совершенно никакого отношения. Потому что управляющие компании, в том числе государственные,  — ему совершенно не подчиняются. И не имеет он на них никаких способов повлиять. Лукавство, конечно, – все новости комитета как раз про то, как он жилкомсервисами командует. Но формально прав: в умном городе все должны заниматься своей работой, а в чужую не лезть.

Через десять дней проявился представитель ЖКС-2 Петроградского района, составил акт о протечке. Надо бы, говорит, снег с крыши сбросить, но пока рабочих не дали.

Через 16 дней появился ответ самого Жилкомсервиса №2 Петроградского района. Сообщил, что проблема протечки крыши не требует безотлагательного решения. То есть намекает, что федеральное постановление к нашему случаю не имеет никакого отношения. А имеет отношение совсем другое постановление — правительства Петербурга № 875 от 06.10.2016. Которое говорит, что выпускать на крыши кровельщиков в холодное время года  — преступление. Они простудятся! В изложении ЖКС-2 это звучит так: устранение проблемы возможно только в рамках агротехнического периода с 15 апреля по 15 октября. И только при положительной среднесуточной температуре +8-10 С. В общем, когда совсем потеплеет, будет организован выход специалиста на кровлю.

Вроде тоже логично. Но ЖКС-2 Петроградского района вовсе не обещает начать работы хотя бы в апреле. А предлагает ждать до 1 июня. Но и 1 июня, говорит, не стоит спрашивать —  починили или нет? Потому что он берет еще две недели на принятие мер административного реагирования.

То есть ЖКС-2 с ходу сообщает, что вероятнее всего никого на крышу до 1 июня не пошлет. А потому будет две недели думать, не применить ли к самому к себе какие-нибудь меры административного воздействия. Может быть, директор ЖКС-2 Валерий Разгулов объявит себе устное замечание, а может, не объявит. Это же сложный вопрос – может, и не виноват вовсе, может, среднесуточная температура низкая оказалась. Или чемпионат мира не разрешает на крышу залезать.

Поскольку это не первая протечка крыши, то можно наблюдать динамику — как меняется отношение жилищных чиновников к жалобам населения.

Когда только появился телефон 004, то коммунальные службы очень испугались. Живее стали действовать: звонили по телефону, просили прислать фото протечки, рассказать, где конкретно течет. Иногда вместо кровельщиков присылали электриков (бригада электриков из трех человек вывернула лампочку, сказав, что теперь безопасность обеспечена). Но в итоге все-таки появлялся кровельщик.

Потом поняли, что можно действовать проще – сходу посылать ответ на портал «Наш Петербург», что проблема устранена, а потом уже когда-нибудь что-нибудь сделать. Главное – отчитаться.

И вот новый этап развития программы «Умный город» – еще ни разу до этого не предлагали решить проблему через 123 дня после подачи заявки.

Однажды, после какой-то грозы, было это несколько лет назад, пришла соседка с ужасом в глазах. Потолок у нее протек. Спрашивала, куда обращаться. Выслушал предложения, и решила написать Навальному, он ей казался понадежнее телефона 004.

Жалко, что Навальный перестал ЖКХ заниматься. Программа «Умный город Санкт-Петербург» его пока никак не заменит.

Сергей Балуев