Как я не стал отцом-героем, или Про геометрию

Уж сколько лет прошло, а как вчера помню панику, которая охватила меня, когда я обнаружил абсолютный вакуум в той области дочериного ума, где должна была находиться математика. Седьмой класс, до выпуска – еще полшколы учиться! Как?!!

Я понял, что должен стать отцом-героем: заместить сразу и учителя, и репетитора (на которого все равно денег не было).

Школу я заканчивал с физмат уклоном, и это подпитывало мой энтузиазм. Однако стоило мне взять в руки учебник геометрии, в которой, мне казалось, я что-то до сих пор «петрю»… Я ничего не понимал! Изящные и логичные доказательства теорем о признаках равенства треугольников, которые, не сомневаюсь, вновь ожили бы в моей голове, в дочкином учебнике были заменены какими-то громоздкими построениями в координатных осях… Я полистал книжку наугад взад-вперед и захлопнул. Мне оказалось проще сорваться в тихую злость на современную школу и пожалеть дочь, чем получать второе школьное образование. Отца-героя из меня не вышло.

В школу я, разумеется, сходил, с учительницей мы мило побеседовали (в том числе и о качестве учебника), итогом беседы стало перманентное ее снисхождение к математической глухоте дочери: я убедил педагога, что ей будет не докричаться. Остальные дисциплины давались дочке гораздо легче, в некоторых она даже блистала, так что поводов усомниться в полноценности ребенка не возникало. Преподаватели точных наук довольно часто вынуждены закрывать глаза на слабые, мягко выражаясь, знания своего предмета некоторыми учениками. И за это школе большое родительское спасибо.

Но есть ведь в школьной программе и предметы без чудовищных формул, без хитроумных схем и строгих цепочек доказательств. Все там изложено человеческим языком, поэтому оправдания невосприимчивости учеником ясных, казалось бы, постулатов школа так и не придумала. Сложности с изучением, скажем, литературы в советские времена были просто смешными. Даже последнему двоечнику было понятно, что Л.Н. Толстой с «Войной и миром» и Л.И. Брежнев с «Малой землей» – «Возрождением» – «Целиной» никак не укладывались в один ряд. Лев Толстой был «зеркалом русской революции», а Леонид Ильич – героем анекдотов, которые знали и учителя и ученики. И того и другого одинаково серьезно «проходили» и «сдавали»… Но ведь не всем при этом удавалось скрывать ухмылку!

А история!.. Вот как обращались к семиклассникам авторы учебника «История СССР» в 1971 году: «… вам предстоит начать изучение курса, особенно важного для каждого гражданина нашей страны. Вы будете изучать историю своей Родины, своего Отечества – великого Советского Союза. История нашей Родины особенно важна для нас и для передовых людей мира прежде всего потому, что это история страны, народы которой первыми свергли господство эксплуататоров, первыми построили социализм и ныне прокладывают человечеству путь к коммунизму». Двадцать лет спустя – ау, Дюма! – весь этот пафос вышел пшиком.

Как говорил Гегель, история учит лишь тому, что она ничему не учит. На днях учебник «Экономика» для 10–11-х классов доктора экономических наук Игоря Липсица не был включен в Федеральный перечень учебников (ФПУ) из-за того, что его материалы «не способствуют любви к Родине». Автору было рекомендовано, в частности, включить материалы «об импортозамещении как одном из направлений современной экономической политики, формирующих у обучающихся чувство гордости за страну, сопричастности к происходящему». К чести автора, вносить правки, касающиеся «радостных слов про взлет экономики и патриотический порыв ради импортозамещения», он отказался.

Будет теперь у выпускных классов другая, правильная «Экономика». Задача поставлена – решение обязательно найдется! Чего-чего, а уж талантов подгонять ответ на любой вопрос под тот, что есть в учебнике, в нашей стране всегда хватало. Особенно если вопросы про экономику или историю – языка без костей для успеха в этих дисциплинах достаточно. Это ведь не геометрия!

Кстати, дочь у меня – старший экономист.

Владимир Петров