Почему финские дети учатся лучше наших?

Образование в Финляндии – одно из лучших в мире. Финские школьники в 2016 году заняли пятое место в международном рейтинге качества обучения PISA, а российские лишь 33-е.  Что в финском образовании лучше, чем у нас? – разбирался «Город 812». И расспрашивал финских  учителей, родителей, бизнесменов и архитекторов.

 

В школу  по прописке

 

В Финляндии более двух тысяч общеобразовательных школ, при этом население страны примерно равно населению Петербурга. Для сравнения: в СПб около восьмисот школ.

Все дети в Финляндии получают бесплатное среднее образование. Согласно местным законам, ребенок поступает в школу по прописке – то есть в ту, к которой прикреплен его дом. В этом финская система похожа на российскую. Муниципалитеты получают дотации из госбюджета, сумма напрямую зависит от количества детей, проживающих на территории. Поэтому записать ребенка в другую школу практически невозможно, для этого нужны очень веские причины.

Но финны и не пытаются пристроить детей в другую школу (а в Петербурге только беспечные родители не мучаются вопросом – как отдать ребенка в школу получше). В этом финская система заметно отличается от российской, потому что в Финляндии попросту нет лучших и худших школ.

Национальное агентство образования (НАО) Финляндии со страшной силой борется за то, чтобы все учебные заведения страны давали одинаковое качество обучения. Финны считают это самой важной задачей образования.

По словам Кристины Волмари,  руководителя департамента статистики и аналитики Управления образования НАО, первый главный лозунг финской системы – «Равенство во всем». Благодаря такому подходу финнам удалось занять лидирующие позиции в международном рейтинге PISA, оценивающем  качество общего школьного образования.  В рейтинге за 2016 год Суоми заняла пятое место. На первых трех строчках оказались Сингапур, Япония и Эстония. Россия – на 33-м месте.

Финны говорят, что сами были удивлены результатами PISA, и уверяют, что рейтинги – не главное.

– Нас не очень волнуют результаты PISA. Но мы тревожимся, если замечаем большие различия в качестве образования между школами, – заявила «Городу 812» Кристина Волмари.

Финны к такому положению дел постепенно привыкли. Многие сегодня искренне считают, что самая лучшая школа – та, которая ближе к дому. Там учатся все дети, живущие в микрорайоне: и местные, и не говорящие по-фински мигранты, и дети с инвалидностью.  Финское образование настолько гуманно и неспешно, что к 13 годам все в конце концов заканчивают начальную школу. Начальная школа в Суоми длится до седьмого класса. Это нормально для неторопливых финнов.

 

Зайчики учатся хуже белочек

 

Второй главный лозунг финской системы образования  – «Отсутствие стрессов». Об этом говорит посол МИД Финляндии по экспорту образования Марианна Хууско.

– Мы ищем пути обучения, чтобы дети не испытывали стресс, а получали удовольствие от школы. Для нас главное – как можно меньше напрягать учеников. Поэтому мы сокращаем количество уроков, домашних заданий и контрольных работ.

Финские дети начинают учебу с семи лет и затем  в течение девяти лет  получают обязательное образование. Затем по желанию они могут провести дополнительный год в 10-м (необязательном) классе  – чтобы улучшить отметки.  Около 70% подростков в десятых классах – мигранты.

Во многих финских школах дети ходят без обуви.

В начальной школе детям вообще  не ставят оценок, и все предметы ведет один учитель. Домашние задания младшеклассники могут не делать. Детей положено только хвалить. Ругать запрещено. Называть плохих учеников отстающими запрещено. Финская педагогика советует называть неуспевающих  какими-нибудь необидными словами – например, «белочками»  или «зайчиками». Это чтобы не травмировать или, как говорят финские психологи, «не стигматизировать» детей.  Контрольных работ в школах практически не бывает, экзаменов нет совсем.  В конце 9-го класса подросткам просто выдается аттестат с отметками.

Большинство школьников после 9-го класса продолжают учебу в лицее (аналог российской старшей школы, т.е. 10–11 классы) или в профучилище.  В итоге они проводят за партой 12–13 лет и  заканчивают  учебу к 19–20 годам. Совершеннолетие у них наступает  в восемнадцать, поэтому старшеклассники могут свободно жениться, выходить замуж и рожать.

Единственный раз, когда финским школьникам все-таки приходится сдавать экзамены,  –  это после завершения 12-летнего обучения.

 

Всю неделю вышивали крестиком

 

Русские родители, впервые столкнувшиеся с финской школой, часто испытывают шок. Своими впечатлениями поделилась Екатерина, мама первоклассника Егора.

Екатерина с мужем и сыном недавно переехали в Хельсинки из Петербурга. Егор сразу пошел в первый класс ближайшей школы, хотя ни он сам ни его родители не говорят по-фински.

Екатерина говорит, что местные порядки стали для нее большими испытанием.

– Расписания уроков в нашем понимании  нет, просто указано: «урок 1», «урок 2» и так далее. Я не знала, чем ребенок занимается в школе и чем будет заниматься завтра, какие будут предметы и что он будет проходить.  Иногда занятия длятся с 8 до 13 часов, иногда с 9 до 12 часов.  Из предметов есть математика, чтение, музыка, труд, физкультура и религиозные занятия. Никаких учебников, кроме как по математике и чтению, нет. Я спрашиваю сына: «Что сегодня делали в школе?» – «Вышивали крестиком». Как-то они целую неделю вышивали и пели. А на следующей неделе, наоборот, была сплошная математика, – делится Екатерина.

По ее словам, труднее всего было смириться с отсутствием расписания. Но сын привык легко. К ее собственному удивлению, даже незнание финского не помешало ему хорошо учиться.

Екатерина рассказывает, как ее вместе с мужем вызвали в школу:

Школьный двор не огорожен и открыт для всех.

– Мы ожидали чего-то ужасного – родителей же просто так не вызывают! Но оказалось, что просто родительских собраний в финских школах не бывает. Учитель беседует с родителями каждого ребенка тет-а-тет. Финнам положено две таких беседы в год, а мигрантам вроде нас – три.

По ее словам, финские родители никогда не помогают своим отпрыскам делать домашние задания и тем более не нанимают репетиторов. Учителя просят родителей вообще не вмешиваться в учебу детей. И строго за этим следят.

Учитель из Хельсинки Татьяна Антилла раньше работала педагогом в Москве. Сейчас  она преподает русский язык финским школьникам. Татьяна объясняет, чем финская школа, по ее мнению, отличается от русской.

– В финских детей не впихивают такое количество знаний, как в русских. Знания дают порционно, последовательно,  циклически. И они достаточно простые. Цель финской школы – дать ребенку не знания предметов, а научить его учиться. В России школьная программа перегружена. В Финляндии она, скажем так, более гуманна. Например, русские дети уже во втором классе должны читать и писать так, как от финнов не требуют даже в третьем. Основное, чему должны научиться  финские дети в начальной школе (к 12–13 годам) – читать и понимать смысл прочитанного. С седьмого класса начинается более сложная программа, но, мне кажется, по математике она все равно заметно проще, чем в России. Но в Финляндии не делают из  этого проблемы. Финны считают, что если ребенок хочет достичь высоких результатов по какому-то предмету, он сам будет этот предмет изучать.

Финские школьники в целом усваивают знания позже российских сверстников.  Например, таблицу умножения, которую русские знают наизусть уже во втором классе, финны  учат два года: во втором классе проходят ее только до пяти, остальное изучают в третьем.

По мнению Татьяны Антиллы, успех финского образования складывается из двух составляющих: интересные учебники и атмосфера в школе.

– Для моих детей, когда они учились в Финляндии, самым страшным наказанием было,  если я говорила:  «Будете плохо себя вести – завтра в школу не пойдете!» В России, если учитель заболел, то – ура!

Антилла говорит, что, несмотря на многолетний опыт, ее до сих пор удивляет отношение местных школьников к учебе.

– Дети не шпаргалят, не подсказывают и не списывают. У них отсутствует коллективное чувство. Один мальчик как-то сделал шпаргалки, но одноклассники  сразу же его выдали. Потому что он должен – как все – ответственно подходить к учебе.

По словам Татьяны Антиллы, финские школьники никогда не показывают друг другу свои отметки. Учитель никогда не называет отметки учеников публично. Даже спрашивать: «Как ты учишься?» считается неприличным. Это личное дело каждого.

 

Зачем шведам нужны финские учителя

 

Финские педагоги хорошо зарабатывают. Например, воспитатель в детсаду получает 2600 евро в месяц, учитель начальной школы – 3500, учитель-предметник – 3900, преподаватель в вузе – до 5800 евро в месяц. Для сравнения: средняя зарплата бюджетников в Суоми – 3100 евро/месяц. Адвокаты зарабатывают примерно 4500, врачи – 6300, официанты – 2000, продавцы – до 2500 евро в месяц.

Конкурс на педагогические факультеты в вузах составляет 10 человек на место. Это  престижная профессия. По данным Главного управления образования НАО, 90% финских педагогов удовлетворены своей работой и 60% чувствуют, что их профессия ценится обществом. Финские учителя довольны жизнью.

Удивительно, но в соседней Швеции положение учителей  совсем другое. Педагогов там считают неудачниками. Только 5% шведских учителей полагают, что их профессия ценится обществом. Поэтому преподавателей в шведских школах  остро не хватает. Их вербуют в Финляндии, но финны там не удерживаются и сбегают обратно на родину.

финская мебель не всегда удобная зато полезная.

Пока мало кто знает, но Финляндия хочет захватить мировое лидерство в образовательных ноу-хау. В Хельсинки создали компанию HundrED, которая по всему миру ищет успешные инновации в образовании. Сначала компания собрала 100 инноваций в Финляндии, затем еще 100 в других странах. Собранными ноу-хау HundrED обещает делиться бесплатно. В октябре 2017-го компания запустит образовательный поисковик: с его помощью инновации можно будет искать по странам, городам, направлениям. Директор HundrED Саки Туоминен утверждает, что компания станет лучшим в мире экспертом в области образовательных технологий.

Примеры уже собранных инноваций: как превратить школьную столовую в ресторан; как организовать уроки сексуального воспитания; как повысить самооценку детей; как обучать математике одновременно с социальными навыками.

Одну из инноваций – в виде приложения для смартфонов – создала HundrED совместно с финской государственной телекомпанией YLE. Приложение помогает учителям проводить уроки, опираясь на актуальные новости. Каждый вечер эксперты YLE отбирают три новости из вышедших в эфир, переписывают их понятным для детей языком и формируют учебные задания. Например, к новости об избрании Трампа президентом США задание было такое: подумать, каким образом работает демократия. Это задание учителя могли использовать на уроках обществознания. Для урока экологии подошли бы новости о лесных пожарах, загрязнении атмосферы и так далее. Десять процентов финских педагогов пользуются этим приложением и начинают  уроки с обсуждения  новостей.

По словам Саки Туоминена, компании удалось собрать около 700 инноваций из 135 стран мира, из них российских – около десятка. Г-н Туоминен сообщил, что HundrED ведет переговоры о сотрудничестве с двумя российскими негосударственными фондами (впрочем, назвать их он отказался).

 

Тарелочная модель

 

Финны считают, что правильно учиться можно только правильно питаясь. Суоми первой в мире в 1948 году ввела бесплатные горячие обеды в школах. Сегодня дети на продленке также получают бесплатные полдники. Хотя сама продленка – платная.

Финских школьников не только правильно кормят,  им объясняют про здоровое питание с детского сада.  Объясняют, опираясь на «тарелочную модель».  Тарелку, считают финны, надо делить на четыре части: две из них (т.е. полтарелки) должны занимать овощи, одну четверть – мясо, еще четверть – гарнир из углеводов.

На основе этого принципа составляется меню ученических обедов.  Корреспондент «Города 812» пообедала в столовой финской школы. В меню были салат из овощей (огурцы с редиской), протертый овощной суп, хлеб с маргарином и напитки – соки, молоко, кисель. Второго не полагалось, но можно было взять кусочек сыра. На десерт – консервированные фрукты. В школе объяснили, что сегодня у них вегетарианский день. Вегетарианство, по мнению финской педагогической науки, «способствует устойчивому развитию».

Сколько денег тратить на питание школьников,  каждый муниципалитет может решать самостоятельно. В среднем в Финляндии эта сумма составляет 2,76 евро на ученика в день. Однако «размер тарелки»  в разных регионах может отличаться довольно сильно. Например, в Вантаа на питание выделяется всего 1,67 евро на ребенка в день, а в Пуумала – 8,28 евро в день. В большинстве школ есть общественные советы по питанию, куда входят родители, дети, педагоги. Они могут влиять на меню – но в пределах выделенной суммы.

 

Электрический стул  без  негатива

 

Строительством новых школ занимаются муниципалитеты.  Сколько на это потратить, местные власти могут решать самостоятельно.  Типовых проектов школьных зданий в Финляндии нет. Есть только общие требования: на каждого ребенка должно приходиться не менее 10 квадратных метров учебных площадей и не менее 10  кв. метров  дворовой территории. Проект выбирается по конкурсу, будущий директор школы может вносить свои предложения.

Компания Martela, участвовавшая в половине всех проектов по строительству и реконструкции учебных зданий, считает, что философия новой школы должна соответствовать принципам открытого пространства.

– Мы уходим от коридоров и классов. Образовательное пространство должно побуждать к учебе, – говорит представитель Martela Арья-Лиса Каасинен.

По ее словам, побуждать детей к учебе должны три принципа внутреннего дизайна помещений. Flexible learning – это, когда огромное помещение не имеет стен и при необходимости делится на зоны занавесками. Flexible classroom – когда вся мебель (шкафы, столы стулья)  для учебы на колесиках и может стоять то тут, то там.

White board – когда используются белые школьные доски (для фломастеров) вместо привычных черных.

Так выглядит урок в самой современной школе Финляндии.

Дети в таком образовательном пространстве во время уроков могут лежать, скакать или висеть на шкафу. Их никто не заставляет сидеть смирно. Финны больше не считают, что есть правильная поза для занятий. Теперь они думают, что чем больше дети двигаются, тем лучше.

Многим родителям поначалу не нравились странные новшества.

– Но международный рейтинг  PISA показал, что такая система эффективна. Простое слушание дает запоминание 5% информации. Если слушать и одновременно что-то делать, то знания усваиваются эффективнее. Есть школы, где учат математике во время бега трусцой, – говорит Арья-Лиса Каасинен.

В Martela придумывают мебель для сидения, помогающую телу не затекать.  Она странно выглядит и не всегда удобная, зато полезная. Есть электрические стулья, которые подают сигнал, когда пришло время сменить позу. Словосочетание «электрический стул» больше не вызывает у финнов негативных эмоций.

 

Школа без стен

 

Большинство общественных зданий в Финляндии строятся как многофункциональные: например, женская консультация совмещается с библиотекой – пациенты, пришедшие на прием, ждут очереди в читальном зале. Эта мода затронула и учебные здания. Школа Сауналахти – самая современная в Суоми. Финны очень ею гордятся. Она расположена в Эспоо, пригороде Хельсинки. Построена в 2012 году и представляет собой здание «четыре в одном». Кроме школы там расположены муниципальная библиотека, дом молодежи и детский сад.

В школе Сауналахти столовая совмещена с фойе и актовым залом.

По словам архитектора Вайно Миккеля, участвовавшего в этом проекте,  фойе на первом этаже служит одновременно школьной столовой, актовым залом, местом для пребывания детей на продленке и местом, куда любой житель района во второй половине дня может прийти, чтобы  почитать книгу или пообщаться.

– В здании большие окна – от пола до потолка, – чтобы снаружи было видно, чем занимаются внутри. Потому что наша школа – это витрина района. Мы хотели создать место для встреч и общения не только для школьников, – говорит Вайно Миккеля.

Площадь здания – около 12 тысяч квадратных метров. Постройка обошлась в 30 млн евро. Сегодня в школе учатся 600 детей, а к 2018 году их количество планируется увеличить до 800.

В школе соблюдают принципы открытого пространства.  Поэтому в ней минимальное количество перегородок и стен,  а те, которые есть, стеклянные или передвижные. Там нет постов охраны, турникетов, дворовая территория никак не огорожена. Здание в буквальном смысле открыто для всех. На вопрос о безопасности финны лишь пожимают плечами.

– Все боятся терроризма. Но мы не должны показывать, что боимся, – сказал  «Городу 812» представитель охраны (которая все-таки есть)  Мина Пихлаяма.

В ответ на вопрос о тревожной кнопке она показала свой мобильный телефон: в случае чего охранница просто вызовет полицию.

Для сравнения:  в Петербурге к безопасности школ  относятся  принципиально иначе. Как правило, дети проходят в школу по электронным пропускам. На входе – обязательный пост охраны, есть тревожные кнопки. Двери школы постоянно заперты, туда не пускают родителей (только по договоренности), не говоря уже о «жителях района».

Компания, которая строила школу Сауналахти,  ведет жилищное строительство и в Петербурге.

– Мы готовы строить такие же школы в России  в рамках инвестдоговоров. Мы уже общались с представителями Министерства образования РФ и увидели  заинтересованность во внедрении финского опыта, – заявил «Городу 812» финский девелопер.

Елена Роткевич